Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

207 слогов используются различные интонации в зависимости от сочетания соглас- ных и гласных звуков. Рекомендуется работать с пластиковыми панелями, в ис- пользовании которых участвует и новое сенсорное восприятие - прикосновение. Параллельно с чтением ученики также практикуют процесс написания. Второй этап синтеза – синтез трех звуков (принцип единства), проходит но время третьей фазы. Формируются привычки чтения. Ученики фокусиру- ются на прочтенном содержании. Направленность на принцип единства. Пер- воначально используются только слоги с длительной интонацией, затем осуще- ствляется переход и к слогам, в которых первый звук эксплозивный (перегороженный). Четвертая фаза – третья стадия синтеза – синтез четырех звуков. Предпочтение отдается словам, которые имеют смысл. Начинают с таких слов, которые включают короткие гласные, затем переходят к таким, у которых есть длинные гласные. Сначала длинные гласные помещают в конце слова, где их легче разграничить. Их различие достигается длинным чтением. Важным требованием в применении современной версии аналитически- синтетического метода является новая стратегия к слогу в процессе овладения техникой чтения, который требует, чтобы он воспринимался как часть слова, а чтение по слогам должно быть направлено на поиск смысла. Поэтому в бол- гарской школьной практике вводится понятие живых слогов („ма“ – „мама“), и детей учат переключаться со слогового на полностью гладкое чтение всего слова („ма – ма“ → „мама“), постепенно ограничивается слоговое чтение вслух [1, с. 30 – 31]. В этом смысле чтение осмысленных слов только в четвертой фазе с применением метода Сфумато является слишком поздним этапом. В пятой фазе ученики начинают читать слова из букваря. Сначала начи- нается с группового чтения. Темп работы бывает медленным для создания на- выков чтения. Позже комбинируют групповое и индивидуальное чтение. По- степенно переходят к индивидуальному чтению. Рекомендуется, чтобы чтение на этом этапе сопровождалось драматизацией. Постепенно ученики приобре- тают опыт читателя, который больше не связан с механическим воспроизведе- нием слов и строгим соблюдением письменного текста. Во всех фазах применения метода Сфумато используется принцип син- хронного обучения чтению и написанию, который является существенным эле- ментом в современном варианте звукового аналитического синтетического ме- тода. По словам С. Здравковой, чтение и письмо являются взаимосвязанными процессами, и их нужно освоить в единстве посредством сходных аналитиче- ских и синтетических операций, которые происходят в них – кодирование и де- кодирование с использованием звукового и буквенного материала [1, с. 32]. Инновационные аспекты метода Сфумато, полученные от М. Навратило- вой, следующие: медленная, но постоянная фиксация буквы и звука; использо- вание сознательного, медленного и контролируемого произношения; обеспече- ние контролируемого опережающего движения глаз до речевого изложения при чтении; индивидуальная гибкость с точки зрения времени, необходимая каж-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=