Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

206 нологическом осознании, при этом скоростью чтения руководит центральная нервная система в соответствии со скоростью обработки, т. е. с учетом индиви- дуальных потребностей каждого ученика. В методологическом руководстве М. Навратиловой [10] период добуквен- ной грамотности не рассматривался. Это является существенным недостатком, поскольку на этом этапе устная речь учеников может быть активизирована и улучшена. В условиях многокультурной среды в болгарской педагогической практике этот период позволяет стимулировать развитие речи учеников и их потребность в устном общении на болгарском языке. Все авторские коллективы по созданию учебников и учебных пособий предусматривают в букварях рече- вые упражнения для расширения возможностей социального контакта детей. Несмотря на этот значительный недостаток в методе Сфумато, концепту- альная идея М. Навратилова о необходимости введения «голосового образова- ния» является положительной. В него автор включает знания и умения учите- лей о следующем: нарушения речи и гигиена голоса; резонансные полости и речевые регистры; создание речи и дикция; формирование гласных и соглас- ных звуков, членение и их классификация; типы дыхания и их регуляция дыха- тельными упражнениями; речевой аппарат и артикуляционные упражнения. Знание артикуляционных, акустических и функциональных аспектов речевого звука является предпосылкой успешного развития детского фонетического слу- ха для преодоления интерференции со стороны их материнского языка. Методическая работа по применению метода Сфумато начинается с введе- ния первых пяти звуков ( O, S, B, U, A) . Это первая фаза. Она осуществляется как подготовка к чтению и длится от 3 до 4 месяцев. Существует определенная последовательность изучения звуков и букв в зависимости от частоты их ис- пользования и их контраста с точки зрения дыхания, голоса и слуха для боль- шей чувствительности в их визуальной и слуховой дифференциации. Процесс чтения начинается со зрительного аппарата – фонемы графически отображают- ся с их печатной меткой. С самого начала дети изучают большие и маленькие, печатные и рукописные буквы. Они рисуют, компилируют или моделируют, что помогает им запоминать. Учитель берет на себя роль дирижера – ученики следят за его жестами, и это помогает поддерживать их мотивацию и концен- трацию. Он указывает на буквы и ученики задерживают произношение на них, пока учитель не переместит указатель на следующие буквы. Учитель может «играть» с длиной слова – расширить некоторые слоги и сократить другие. Чтение слогов определяется как самый важный и в то же время самый трудный момент в обучении детей [2, с. 83]. Принимая во внимание трудности детей в процессе формирования навыков чтения, М. Навратилова излагает три этапа синтеза звуков. Они выполняются во второй, третьей и четвертой фазах метода Сфумато. На второй фазе выполняется первая стадия синтеза – синтез двух звуков. Внимание уделяется глазам. Они выполняют как фиксацию, так и саккадические движения. Особое внимание уделяется правильному произношению. При чтении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=