Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

205 Д. П. Полихронов МЕТОД СФУМАТО И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В МНОГОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор Н. С. Иванова Софийский университет «Св. Климент Охридски», Болгария Проблемы, связанные с грамотностью, являются обычным явлением в пер- вом классе. Недостатки существующих методов грамотности связаны с быстры- ми темпами обучения. Они предлагают высокий уровень анализа и синтеза слуха у детей и не дают достаточно времени для работы над звуками и их буквами. Часто пренебрегают развитием детского творчества, мышления и воображения. Учителя не имеют возможности своевременно выявлять и предотвращать ошиб- ки в чтении. В совокупности эти факторы приводят к отсутствию эффективного понимания прочитанного [10, с. 37]. Проблемы чтения могут травмировать пер- воклассника, и он не захочет читать и вообще участвовать в образовательном процессе. Если ребенок не овладел техникой чтения, это может помешать понять текст, а предпосылкой для чтения является понимание смысла. Проблемы, связанные с грамотностью, являются серьезной проблемой при работе с учениками из этнических меньшинств в болгарской педагогической практике. В этом контексте специфичность грамотности в поликультурной сре- де требует педагогического и методического творчества учителя при примене- нии методов, приемов и форм, а также вариации различных подходов в процес- се обучения грамотности учеников из этнических меньшинств [3, с. 160]. Это означает, что учитель должен быть мобилен в соответствии с методами, спосо- бами и критериями оценки учеников в соответствии с этнокультурными харак- теристиками двуязычных детей. Именно такую возможность предлагает метод М. Навратиловой [9]. Его эффективность в процессе грамотности доказана его практическим применением в Чехии, Польше и Словакии с 1992 года. М. Навратилова [10] определяет метод как синтетический метод грамот- ности. Он содержит «элементы синтетических и лингвистических методов» [10, с. 52]. И. Бартошова [6] утверждает, что его основой является классический метод аналитического синтетического чтения. Несмотря на недвусмысленное определение его принадлежности, Сфумато – это инновационный метод обуче- ния чтению, доказавший свою эффективность в области грамотности, как отме- чает З. Ябчунова [7]. Революционным в методе является то, что он ангажирует одновременно зрение, слух и голос. В последовательности зрение – голос – слух (и обратно) метод предполагает одновременно: зрительное восприятие, голосовую речь, восприятие слуха, фонологическое и фонетическое осознание, чтение с пони- манием и интерпретацией текста [10, с. 52]. Технология чтения основана на фо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=