Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

192 ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Низкий уровень сформированности данного умения характеризуется тем, что обучающийся не может установить причинно-следственные связи процес- сов и явлений, способен рассуждать логически, но при этом не в состоянии сде- лать правильные выводы, также обучающийся не способен решать задачи по заданному алгоритму (или испытывает затруднения при этом). При среднем уровне сформированности данного умения обучающийся ис- пытывает затруднения в установлении причинно-следственных связей, может представить логическое рассуждение, но при этом правильные выводы череду- ются с неправильными, также способен решать стандартные задачи по заданно- му алгоритму, но испытывает затруднения при решении нестандартных задач. Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся успешно устанавливает причинно-следственные связи, способен на основе анализа представленного материала построить логические рассуждения и сделать правильные выводы, а так же может справиться с решением как стан- дартных, так и нестандартных задач. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо- дели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Уровень сформированности данного умения низкий, если обучающийся не имеет навыков работы со статистическим материалом, графики, диаграммы, схемы читает и строит только под руководством учителя При среднем уровне сформированности умения обучающийся владеет приемом чтения графиков и диаграмм, но испытывает затруднения при их са- мостоятельном воспроизведении на основе представленных данных. Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся владеет приемом чтения, графиков и диаграмм, а также свободно воспроизводит их самостоятельно на основе представленных данных. 3. Смысловое чтение. При низком уровне сформированности этого умения обучающийся испытывает затруднения в выделении главной мысли текста, нахождении терминов, понятий, их определений и при всем этом не обращает внимания на непонятные слова. Средний уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся отделяет основную информацию от второстепенной, но затрудняется в выделении главной мысли, находит в тексте термины и понятия, но при этом испытывает затруднения, если сначала идет объяснение, а потом термин, также обучающийся обращает внимание на непонятные слова, но не задает вопросы по их разъяснению. Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся выделяет в тексте главную мысль, основную и второстепенную ин- формацию, легко находит термины, понятия и их определения, не только обраща- ет внимание на непонятные слова, но и задает вопросы по их разъяснению [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=