Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

191 Вопросами, связанными с классификацией и способами формирования УУД и ПУУД, занимались С. Г. Воровщиков, М. С. Мартынец, Елисеева Д.С., Борисова Е. К, Долгова Т. В., Гуружапов В. А., Пасечник В.В., Боженкова Л. И., Лазарев В. С., Залецкая А. В. и др. Большинство из них брали за основу теорию А. Г. Асмолова, который дал определение понятию универсальные учебные действия, а также представил их классификацию и содержание. К ПУУД он относит общеучебные действия, ло- гические и действия постановки и решения проблем. В своих трудах А. Г. Асмолов дает некоторые обобщенные методы форми- рования УУД, но не относит их к той или иной предметной области за исклю- чением литературы. Согласно ФГОС ООО, «к познавательным универсальным учебным дейст- виям относятся: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало- гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиче- ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде- ли и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение» [1, с. 6]. Как показали исследования международных (TIMSS, PISA) и отечествен- ных экспертов, российские школьники, как правило, имеют достаточно хоро- ший объем предметных знаний, в то время как их умения не выходят за преде- лы типовых учебных ситуаций, в которых формируются эти знания [2]. В настоящее время учителя часто сталкиваются с проблемами, связанными с диагностикой уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, так как на данный момент недостаточно разработан методи- ческий аппарат. При анализе большого числа литературы было выявлено, что разработок, касающихся диагностики и формирования ПУУД у подростков, весьма мало. В связи с этим в нашем исследовании мы будем искать пути ус- пешной диагностики и способов формирования ПУУД у подростков. На данном этапе нами разрабатывается методика диагностики ПУУД. Уровень сформиро- ванности ПУУД осуществляется за счет успешного или неуспешного выполне- ния соответствующих заданий. Каждое задание направленно на диагностику сформированности одного из ПУУД, отраженных в ФГОС ООО [1, с. 6]. В зависимости от того, как обучающиеся выполнили задания, определяется какой у них уровень сформированности того или иного ПУУД: высокий, сред- ний или низкий. Уровень сформированности ПУУД будет определяться следующим образом: 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало- гии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=