Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

186 В данной работе мы берем за основу несколько иную классификацию, в которой разграничивают кодовые («языковая интертекстуальность») и тек- стовые включения («собственно интертекстуальность») [Арнольд, 2015, Фоми- чева, 2015, Купоросова, 2011, С. 304]. Главной чертой текстовых включений является различие по объему. Обычно к ним можно отнести цитаты, аллюзии. Однако, иногда интекст может представлять собой целый роман, письмо, днев- ник. К данной группе можно отнести произведения в вербализованной форме, принадлежащие другим семиотическим системам: кинематографу, музыке, жи- вописи и другим. Кодовыми включениями, в свою очередь, называют иности- левую специфическую лексику, грамматическую форму, которая характерна для различных функциональных стилей. Они характерны для своей обычной ситуации употребления, а в принимающем контексте кажутся «чужими». Как отмечает Ж. Е. Фомичева, роман предполагает «введение в свою ком- позицию «чужой речи», представленной языками различных жанров и стилей». Согласно автору, «чужая речь», «чужое слово» могут быть представлены в тек- сте романа не только в виде целых цитированных текстов или их фрагментов, принадлежащих другим реальным субъектам речи, но и в виде языковых (сти- левых) цитаций [Фомичева, 2015, С. 44]. В. В. Купоросова к кодовым интертекстуальным включениям относит: 1) случаи использования в тексте элементов стиля/жанра, которые отлича- ются от стиля/жанра самого текста; 2) использование иноязычных элементов, которые не были освоены чита- телем [Купоросова, 2011]. В данной статье, отталкиваясь от содержания понятия «кодовая интертек- стуальность», нами будет сделана попытка рассмотреть проблематику кодовой интертекстуальности на примере англоязычного ирландского рассказа Майкла Маклаверти «The road to the shore» [Enright, 2010, C. 1–11]. Ирландские расска- зы, как материал исследования, являются уникальными, из-за своей интертек- стуальной насыщенности. Однако, данные произведения еще недостаточно изучены в плане кодовой интертекстуальности. Данное обстоятельство обусло- вило наш выбор рассказа Майкла Маклаверти «The road to the shore» в качестве материала для изучения понятия «кодовая интертекстуальность». Прежде чем выявлять многообразие кодовых включений в анализируемом произведении, считаем необходимым сделать краткое освещение его содержа- ния. Рассказ «The road to the shore» описывает поездку монахинь под руково- дством матери-настоятельницы к побережью, которую они по традиции совер- шают каждый год. Майкл Маклаверти мастерски изображает разносторонние характеры всех участников поездки, их личные взаимоотношения. Но общим для них является то, что все монахини уважают свою матерь-настоятельницу. Природа Ирландии, которой они по-детски любуются, описана автором очень живописно. По дороге они замечают группу велосипедистов, которые также направляются к побережью. К сожалению, в этот раз завершить поездку им не удается, так как один из велосипедистов, не справившись с управлением,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=