Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

182 общую цель, методы, способы деятельности и направленные на достижение общего результата. Образовательные проекты способствуют формированию духовно- нравственных ценностей. Позитивной стороной включения образовательных проектов в учебную деятельность становится и то, что существует большое ко- личество видов таких проектов, что дает обучающимся возможность реализо- вать себя в той сфере, которая им больше нравится. Выделяют исследователь- ский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный и другие образовательные проекты. Отечественный психолог Л. С. Выготский полагал, что формирование ду- ховно-нравственной личности невозможно без ее приобщения к ценностям культурно-исторического опыта посредством ее активной деятельности. Куль- турные ценности являются основой норм, зафиксированных в этно-культурных традициях, религиозной и духовной культуре, выступающих как образцы луч- ших качеств человека, принятые в данном обществе. Посредством приобщения к культурным ценностям через освоение определенных образцов накапливается социальный опыт, фиксирующийся в форме исторических событий и явлений человеческой жизни [1]. Духовно-нравственные ценности, являющиеся основой нравственных идеалов и образцов культуры, могут быть осмыслены обучающимися не только при помощи образовательных проектов, но и социальных. Социальный проект – сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого явля- ется создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде матери- альной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положитель- ным по своему социальному значению [3]. Молодёжь имеет различные пути приобщения к духовно-нравственным ценностям. Одни воспитывают в себе ответственность и чувство патриотизма, другие – толерантность и готовность к преодолениям жизненных неудач. На данном этапе развития социум настолько внутренне дифференцирован, что лю- бая социальная инициатива учащегося сразу обретает не только сторонников, но и противников. Задача педагога и воспитателя – научить детей работать с этими реалиями, при этом вбирая в себя духовно-нравственные ценности об- щества. Для реализации данной задачи создаются социально-образовательные проекты – учебно-познавательная деятельность учащихся, носящая групповой характер, ориентированная на осуществление конкретного социального дейст- вия и направленная на решение реальной, социально-значимой проблемы. Посредством социально-образовательных проектов развивается творче- ский потенциал личности, подготавливающий ее к жизни в конкурентном мире. Социально-образовательные проекты, реализуемые в образовательных органи- зациях, имеют интегративный характер, показывают наглядный пример взаи- модействия культурных, экономических, политических и иных общественных процессов, позволяют реализовывать коммуникативные процессы с различны-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=