Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

181 опыт своим будущим детям. В структуру этических норм, формируемых педа- гогом у учащихся, включены не только сведения о морали и нравственности, но также духовные и иные ценности. Правильное понимание морали и нравствен- ности приводит учеников к правильным суждениям, которые впоследствии по- могают верно оценить свои поступки и поступки окружающих. В конечном счете, поведение и поступки человека определяются сформировавшимися нрав- ственными убеждениями, появившимися на основе нравственных понятий, оценок и суждений. К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогической мысли в Рос- сии, ставил духовное и нравственное воспитание выше учености. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он подчеркивал, что нравственность не является следствием умственного развития и этическое воспитание намного важнее, чем «наполнение головы знаниями» [6]. К. Д. Ушинский писал: «Влия- ние нравственное составляет главную задачу воспитания»[6]. При этом важно подчеркнуть, что определенная система ценностей фор- мируется у человека на протяжении всей его жизни, исходя из его духовного и нравственного воспитания. Под духовно-нравственными ценностями понимаются личностные уста- новки человека, его принципы и нормы, основанные на ценностных ориентаци- ях, которые регулируют сознательную деятельность человека, его поведение, исходя из критериев добра и зла, истины и лжи, являющиеся определяющими в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу и стремлении их к дос- тижению высших идеалов. Русский ученый В. И. Павлов выделяет четыре составляющие, ориентиро- ванные на развитие духовно-нравственных качеств личности: – нравственное поведения: проявляется в готовности служения людям и Отечеству, послушании, доброй воли и духовной рассудительности; – нравственная позиция: способность к различению добра и зла, готов- ность к преодолению жизненных испытаний; – нравственный облик: терпение, милосердие, кротость, незлобивость; – нравственные чувства: чувство совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма [4]. Концепция современного образования ориентирует обучающихся на само- стоятельную и творческую деятельность, в которой они учатся нести личную ответственность за образовательный продукт. В этом им помогает проектная деятельность, соответствующая новым задачам образования, которые могут стать одним из элементов модернизации его содержания. Проектная деятель- ность – это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой харак- теристике промысливание того, что должно быть» [2]. Для педагога проектная деятельность – это возможность создания образовательных проектов, для школьников и студентов – реализация своего творческого и научного потен- циала при помощи новых средств. Составляющими образовательного проекта являются творческая, игровая и учебно-познавательная деятельности, имеющие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=