Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

163 А. В. Михалчева К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПРЕССИВНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПОВТОРОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Научный руководитель – доктор филол. наук, профессор О. В. Александрова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Выразительность речи играет значимую роль в осуществлении коммуни- кации, именно поэтому категория экспрессивности, основываясь на средствах языка различных лингвистических уровней, используется для передачи мыслей и чувств автора и не теряет актуальность исследования уже на протяжении многих лет [1, 7]. Данная языковая категория может быть полностью реализо- вана лишь в речи, в общении автора и реципиента, благодаря большому разно- образию средств выражения. Именно эта взаимосвязь языка и речи делает ис- следуемое лингвистическое явление неотъемлемой частью межличностного общения. Настоящая статья посвящена результатам проведенного автором ана- лиза использования экспрессивных средств синтаксического уровня на примере текстов англоязычного журнала National Geographic. К одному из самых распространенных средств передачи экспрессивности на синтаксическом уровне в научной литературе относят повтор. И. В. Арнольд определяет повтор как фигуру речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда, т. е. достаточно близко, чтобы их можно было заметить [2, 128]. М. Д. Кузнец и Ю. М. Скребнев отмечают, что «повторение речевого элемента, привлекающее к нему внимание слушателя, подчеркивает его значительность, усиливает эмоциональное воздействие речи» [5, 76–77]. Действительно, повто- ряемые элементы намеренно привлекают к себе внимание реципиента, застав- ляют его задуматься о намерениях автора, также такие синтаксические состав- ляющие высказывания закрепляют ранее переданную информацию или подтверждают предыдущую идею. Исследователями выделяются различные виды повторов. И. Р. Гальперин описывает следующие виды стилистических повторов: • анафора, которая представляет собой повторение слова или фразы в на- чале каждого последующего высказывания, • противоположная ей эпифора, которая основывается на повторе в конце каждого следующего высказывания, • рамочная конструкция, структура которой состоит из повторения в на- чальной и финальной позиции высказывания,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=