Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

143 рем, то в статье это происходит как бы мимоходом, без описания душевных пе- реживаний. Во «Французских отношениях Кюхельбекера» Тынянов больше об- ращает внимание, что В. К. Кюхельбекер был подготовлен к путешествию по Европе, так как уже совершал воображаемое путешествие по ней («Европей- ские письма»). Здесь Ю. Н. Тынянов рассказывает, что «к истории Европы Кю- хельбекер относится с точки зрения задач своего времени, а стало быть, с точки зрения будущего; он вовсе не склонен идеализировать всю историю и прекло- няться перед всеми историческими деятелями» [3; 248]. У Вильгельма Кюхель- бекера отсутствует «историческая лесть, обычное возвеличивание равно всех исторических персонажей» [3; 246]. В романе же эта мысль Тынянова находит отражение в цитируемых записях Кюхельбекера (он высоко оценивает Елизу фон дер Реке, урожденную графиню Медем, раскрывшую обман Каглиостро), а также в описании тех впечатлений, которые, по мнению автора, производили на главного героя люди («Смотря на Вильгельма глубокими, впалыми глазами, Тик явно скучал. Смуглое лицо его имело брюзгливое выражение, и цыганский, бегающий взгляд был грустен. Вильгельм чувствовал себя неловко с этим бес- покойным, скучающим человеком» [2; 94]). Часто Тынянов цитирует одни и те же отрывки и в статье, и в романе: «Германцы доказали в последнее время, что они любят свободу и не рождены быть рабами, но между их обыкновениями некоторые должны показаться уни- зительными и рабскими всякому, к ним не привыкшему» [2; 103], причем, если в статье он комментирует своего героя («Кюхельбекер – острый наблюдатель», «Кюхельбекер был, как мы видим, далек от ложного смирения перед Западом»), то в романе читателю самому приходится делать вывод об удивительных каче- ствах этого человека, так как в «Кюхле» Ю. Н. Тынянов не спешит «уводить» читателя от сложившегося стереотипа о Вильгельме как чудаке. Так он описы- вает Вильгельма, каким его увидел «иронически заплывшими глазками» Алек- сандр Львович Нарышкин: «длинный сухарь был положительно любопытным собеседником», «ужасным оригиналом». «Чудак старого света полюбил нового чудака. Когда Вильгельм соскакивал с коляски, чтобы сорвать по дороге поле- вой цветок, Александр Львович смотрел на него с удовольствием» [2; 92]. Тынянов тщательно отбирает для своего романа эпизоды биографии Кюх- ли. Так он хочет показать его смешную, чудаковатую, но благородную натуру. Как писал К. Чуковский, «…каждую человеческую личность Тынянов воспри- нимал как художник, во всем своеобразии ее индивидуальных особенностей, которые всегда были страшно интересны ему, как интересны они только ху- дожникам. Ибо он был раньше всего портретист, живописец человеческих характе- ров, чрезвычайно остро ощущавший в каждом жесте, в каждом слове челове- ка, в его походке, в его манерах, в очертании его носа и глаз самое существо его личности» [4]. Вильгельм, встретившийся во время заграничной поездки со многими вы- дающимися деятелями культуры, не только обогатил свой внутренний мир («Я

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=