Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

140 44.03.05 «Педагогическое образование направленность (профиль) «Биология» и «Химия», учащимся будет очень сложно освоить в университете химические дисциплины. Познавательный интерес в этом случае всегда строго пропорцио- нален умению решать задачи. Педагог должен отбирать для каждого занятия такой материал, который был бы не только интересен, но и доступен для боль- шинства обучаемых в зависимости от уровня их знаний и успеваемости по предмету [3]. Очень часто, на первых лабораторно-практических занятиях по органиче- ской химии студенты сталкиваются с проблемой, которая как раз касается ре- шения задач, но стоит отметить, что это проблема берет свое начало в школе, где широко распространен прием обучения решению химических задач по об- разцу. В данном случае при такой форме не достигаются прочные и осознанные знания. От ученика требуется лишь реализовать всем известный способ реше- ния задачи на уроке. В школьной практике распространен принцип четкой ти- пизации химических задач. Очень часто все это приводит к тому, что школьни- ки ищут никак не способ решения, путем осмысления условия задачи, а пытаются вспомнить подходящий тип задачи. Обучение решению по образцу, вынуждает ученика мыслить исключи- тельно так, как мыслит учитель. При таком подходе совершенно не учитывает- ся индивидуальные особенности мышления ученика. В результате, школьники не понимают в полной мере данный им способ решения, а именно, выполняют его формально, не осознавая целесообразности своих действий. О том, как научиться решать задачи по химии написано много книг, но в них описаны, в основном, те или иные способы решения, в которых подразу- мевается выполнение определенной последовательности действий, которые приведут к верному решению химической задачи шаблонного типа. В работах Давыдова В. Н. «Обучение школьников решению расчетных за- дач по химии на основе системно-структурного подхода» говорится о том, что процесс построения решения химической задачи имеет сложное построение, а именно, является психологически сложным. Процесс начинается с анализа условия задачи, далее выделяются главные элементы, которые входят в состав условия и наконец – создается схема решения. Схема решения в самом начале ее появления проецируется в голове, опять же с помощью зрительных образов и мыслительных операций [2]. Исследование известных психологов, в том числе и академика РАО Беру- лавы Г. А., заключается в том, что процесс обучения решению задач по химии, в основном, рассматривается с точки зрения управлением мышления. В связи с этим, в методике обучения появилось новое направление – алгоритмизация действий. Основным свойством алгоритма можно считать не только одну кон- кретную задачу, а ряд задач подобного типа [1]. Другим важным свойством ал- горитма можно назвать дискретность действий, когда преобразование извест- ных физических величин в искомые осуществляется по последовательно описанным операциям [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=