Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

137 и церкви служители монастырей открывали для особых детей специальные до- ма. Так, например, первые из них открылись в Твери, Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске. Правда, их создатели не придавали особого значения со- держанию своих подопечных [5, 179]. Необходимость заботы и опеки об юродивых, возможность получения ими образования понималась как простым народом, так и церковью и государствен- ной властью. Так, Петр I своим указом запретил умерщвлять «зазорных» детей. При нем также были построены богадельни и сиропитательные дома. «В этот период буржуазные отношения являлись главной причиной все возраставшей потребности в интеллигентных профессиях и просто грамотных людях» [3, 94]. В конце XVIII – начале XIX в. в России открылись первые специальные дома-училища для лиц, имеющих ограниченные физические возможности. Так, например, для глухих такие училища были созданы в Петербурге, Варшаве, Ри- ге. Первые специальные учреждения для глухих императрица Мария Федоров- на распорядилась об открытии в 1806 г. в Павловске и в 1834 г. – в Москве. Она проявляла большую заботу о сиротах (занималась социальной защитой). Мария Федоровна докладывала императору о работе воспитательных домов и при- ютов; в докладе, в частности, предлагалось «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». В 1854 году в Риге Фридрихом Пляцом (бывшем сурдопедагогом) было открыто первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. В данном учреждении оказывали не только медицин- скую помощь, но и вели занятия по системе Э. Сегена. После смерти Фридриха Пляца в 1864 году организацию возглавила его жена, которая внедряла в обра- зовательный процесс системы Фрёбеля и Георгенса [3, 94]. Во второй половине XIX века учреждения для лиц с ограниченными воз- можностями здоровья стали открываться в Москве (классы М. П. Постовской) и Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских). Так, в числе известных коррекционных педагогов того времени были – А. И. Грабо- ров, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко в Москве была открыта «Школа-санаторий для дефективных детей». Помимо этого, он написал известный труд «Педагогиче- ская коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков», к которому обращались педагоги того времени в своей работе. В начале XX века в Российской Империи функционировало более 4.5 ты- сяч благотворительных организаций, а также около 7 тысяч заведений, оказы- вающих социальную поддержку детям, имеющим отклонения в развитии. В ли- тературе отмечается, что до 1917 года в России система учреждений для лиц с ОВЗ законодательно не была оформлена. Но, несмотря на это, существовала отдельная сеть образовательных учреждений [5, 179]. К 1907 году в Российской империи было 61 учреждение для лиц, страдаю- щих отсутствием слуха. В 1914 году насчитывалось около 30 заведений для детей, имеющих плохое зрение. В число этих учреждений входили так же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=