Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

136 М. В. Козлова ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент О. В. Чукаев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого За длительный период существования человечество прошло длительный и противоречивый путь в отношении образования детей с ограниченными воз- можностями. Это проявлялось в примерах заботы, милосердия, так и агрессии, ненависти. Можно с уверенностью сказать, что система образования «особых» детей всегда находилось в тесной взаимосвязи с культурой, религией той или иной исторической эпохи. В данной статье, опираясь на периодизацию М. Малофеева, мы рассмотрим вопрос об отношении к детям с ограниченными возможностями в России [2, 9]. В истории нашего государства одной из первых попыток включить детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, было связано с принятием христианства в Киевской Руси. Так в 996 г. был издан Устав о пра- вославной церкви. Согласно Уставу церковь должна была заботиться как об убогих, нищих, так и юродивых. Создавались училища для обучения таких де- тей. Наличие в подобных учреждениях сирот, нищих и детей с различными на- рушениями, говорит о первых примерах стихийной педагогической интеграции. В Киевской Руси, а в дальнейшем и в Московском государстве, появлялись приюты и воспитательные дома, в которых воспитывались дети с различными видами нарушений. В XI в. Киево-Печерская лавра являлась приютом для людей с различными недостатками, как физическими, так и психическими. Безусловно, что речи о подготовке специалистов в данной области еще не шло. Об этом периоде пишет в своей монографии А. И. Дьячков. Он отмечает доброе отношение народа к этим людям – «славяне, обладающие трудолюбием и смелостью, проявляли человечность по отношению к слабоумным и убогим. Они оказывали различную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам» [1, 56]. Таким образом, можно сказать, что русская церковь помимо лечения ни- щих и немощных занималась воспитанием и обучением данной категории лиц. В России эта тенденция продолжилась и в средневековье. В «Стоглавом судебнике» Ивана Грозного (1551 г.) была статья о необходимости «помещения в монастыри нищих, глухонемых и лишенных разума» [6, 5]. В семнадцатом веке государство изменило политику по отношению к рас- сматриваемой категории лиц. В процессе укрепления христианской веры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=