Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

129 о проектировании взаимоотношений учителя с учащимися среди учителей- предметников, обучающих иностранным языкам, химии, биологии, географии, технологии, математики, информатике, русскому языку и литературе. Всего в анкетировании участвовало 14 учителей, стаж которых ранжируется от менее одного года до тридцати пяти лет. Прежде всего опрашиваемым предлагалось охарактеризовать понятие «проектирование взаимоотношений с учащимися». Из анализа анкет можно за- ключить, что четверо опрашиваемых понимают термин как «прогнозирование, моделирование и планирование взаимоотношений двух участников учебного процесса: учителя и ученика». Остальные респонденты рассматривают предло- женный термин как: 1) построение уроков, методов контроля, индивидуальных заданий (1); 2) создание ситуаций, способствующих партнерскому общению (3); 3) овладение педагогом грамматикой педагогического общения (3); 4) ана- лиз поведения ученика (3). Из данной статистики следует, что осведомленность педагогов о «проектировании взаимоотношений» составляет 28,5 %, что указы- вает на непонимание, а значит на некорректное применение проектирования взаимоотношений, так как 13 из 14 респондентов ответили, что проектирование взаимоотношений необходимо для того, чтобы: 1) работать с учеником в ком- фортных условиях (3); 2) создать условия раскрытия и выявления творческих способностей учащихся, а также создать ситуации успеха (4); 3) конкретизиро- вать картину общения и контролировать методику воспитательного воздейст- вия (8). Более того 13 из 14 опрашиваемых также отмечают, что проектируют взаимоотношения в урочной деятельности и 12 из 14 – во внеурочной. Проана- лизировав ответы респондентов на вопрос «почему Вы проектируете взаимоот- ношения?», мы, опираясь на позицию Т. Гортона, пришли к выводу, что боль- шинство респондентов неправильно расценивают цели проектирования взаимоотношений. Они считают, что проектирование взаимоотношений необ- ходимо для: 1) предотвращения конфликтных ситуаций (5); 2) создания благо- приятного климата на уроке (4); 3) улучшения результативности деятельности как учителя так и ученика (5). Среди обязательных требований, которые должны соблюдаться учителем во взаимоотношениях с учащимися, большинство педагогов (9) выбрало: ис- кусство выбора методов педагогического воздействия, создание учителем усло- вий для раскрепощения личности ребенка, выражения ею потенциальных воз- можностей, творчества и инициативы, построение учебно-воспитательной деятельности по формуле: «взаимопонимание - взаимодействие – сотрудниче- ство», в то время как требования: умение использовать каналы воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях, формирование педагогом гуман- ных отношений на уроке, создание социально-психологических механизмов общения педагога со школьниками, создание путей к выработке положитель- ных эмоций в процессе учебного труда, владение учителем методами контроля – остались неотмеченными.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=