Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

128 Е. Е. Каратевская ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Е. Ю. Алексеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В связи с реализацией новых образовательных стандартов общего образо- вания перед учителем стоит ряд важных задач, одна из которых заключается в необходимости выстраивания взаимоотношений с обучающимися. На данном этапе нашего исследования мы должны рассмотреть ключевые понятия – «взаимоотношения», «взаимодействие». Н. В. Мищенко указывает, что «главным в учебно-педагогическом взаимо- действии является не предоставление школьникам все большей самостоятель- ности в учебной работе или большего времени на уроке на самостоятельную работу, а осуществление сотрудничества, сотворчества, соуправления процес- сом образования» [6; с. 123–127]. Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, П. Н. Шихирев раскрывают сущность взаимодействия, определяя его как «междисциплинар- ный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гумани- тарных наук». О характере взаимодействия пишет Е. В. Коротаева, поясняя, что «взаимо- действие носит универсальный и объективный характер. Объективный потому, что взаимные связи (действия) внутри и между предметами, явлениями сущест- вуют вне зависимости от человеческого сознания; универсальный потому, что практически не существует явления, закона, категории, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие» [6; с. 19]. Л. А. Витвицкая наблюдает, что «противоречие между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, прояв- ляющейся во всех сферах реального взаимодействия, отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующемся не под- чинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием» [3; с. 3]. Т. Гордон обозначает, что стоит признать, что «отношения между учите- лем и учеником имеют первостепенное значение для любого учебного процесса – для любой учебной дисциплины, любого «содержания», любых ценностей» [4; с. 18]. Отсюда следует, что необходимость изменений во взаимодействии дела- ет актуальным вопрос проектирования взаимоотношений между педагогом и учащимися. Исследуя проблему выстраивания взаимоотношений между педагогом и учащимися, мы провели анкетирование для выявления уровня представлений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=