Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

123 исследования обучаемости в вузе, по каждой образовательной программе в от- дельности, включая все направления подготовки. Следует уточнить, что Федеральным законом «Об образовании в РФ» пре- дусмотрена программная форма государственной аккредитации. Кроме того, в РФ существуют параллельные формы аккредитации: государственная, неза- висимая и профессионально-общественная. Говоря о независимой оценке качества образования организаций высшего образования следует остановиться на принципе добровольности. Процедуру не- зависимой оценки деятельности образовательной организации инициирует об- щественный орган при Министерстве образования и науки РФ. «В состав обще- ственного совета, по независимой оценке, качества не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправ- ления, представители общественных объединений, осуществляющих деятель- ность в сфере образования, руководители (их заместители) и работники органи- заций, осуществляющих деятельность в указанной сфере» [4]. Таким образом, несмотря на то, что независимая оценка инициируется государственным орга- ном, в качестве экспертов выступают представители общественности (профес- сиональной, академической и т. д.). ФЗ «Об образовании в РФ» говорит нам о том, что: «Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами, по независимой оценке, качества не ча- ще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации» [4]. Кроме этого, общественный совет может самостоятельно вводить допол- нительные критерии эффективности деятельности образовательной организа- ции. Также совет формирует списки организаций, в отношении которых будет проводиться экспертиза. Эти положения дают нам возможность сделать вывод о том, что законода- тельством «Об образовании» в отношении независимой оценки качества дея- тельности образовательной организации предполагается добровольность. При этом необходимо подчеркнуть, что независимая оценка качества дея- тельности образовательной организации не должна быть только «администра- тивным ресурсом», у образовательной организации должны быть внутренние мотивы для прохождения этой процедуры, иначе она станет не нужной. Очевид- но, что чем выше и обоснованной оценка деятельности образовательной органи- зации, тем больше к ней доверия, как у работодателей, так и у абитуриентов. В отношении процедуры независимой оценки качества деятельности обра- зовательной организации происходит достаточно много дискуссий, и многие ученые и практические работники высказывают опасение в том, достаточно ли на сегодняшний день инструментов оценки, ресурсов и квалифицированных кадров для её эффективного проведения. Например, Г. Н. Мотова, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредита- ции пишет о том, что: «… с независимой оценкой остается вопрос: на сколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=