Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

112 вательности элементов при выполнении физических упражнений; смена спосо- бов выполнения упражнений (метание сверху, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом); использование предметов различной формы, массы, объема, фактуры; коллективные игры и упражнения с согласованными дейст- виями между участниками; сочетание нескольких основных движений в одном упражнении [4]. Матвеева Л. П. и Лях В. И. отмечают, что стимулирующее воздействие на развитие координации движений и ориентировки в пространстве оказывают не- обычные исходные положения; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнения; смена способов выполнения упражнения; сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др. [2, 3]. Мусейибова Т. А. предлагает использовать на одном занятии небольшое количество игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве и ко- ординации движений. В зависимости от цели их применения, игры можно клас- сифицировать следующим образом: дифференцировка основных пространст- венных направлений в процессе активного передвижения в пространстве; ориентировка в пространстве с закрытыми глазами; распознавание местополо- жения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними; ориентировка в двухмерном пространстве; словесные игры на за- крепление понятий обозначающие пространственные представления [4]. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также изучение опыта практикующих педагогов по- зволяет выделить основные средства физического воспитания, которые должны быть положены в основу развития ориентировки в пространстве у детей до- школьного возраста: 1) Базовые элементы различных видов единоборств (каратэ, борьба, джиу- джицу). Примером могут служить следующие упражнения: выталкивание рук от груди – имитация ударного движения, передвигаясь приставным шагом пра- вым и левым боком; удары в прыжках вверх двигаясь вперед и назад; имитация ударов крест накрест, когда правая рука к левой ноге и наоборот, чередуя дви- жения лицом вперед и спиной; кувырки со страховкой через правое и левое плечо вперед и назад; страховки в падении в бок, вправо, влево, назад, вперед; движения в парах: в зеркальном отражении «игра в ножки»; движения в парах по радиусу. 2) Игры и упражнения с использованием нейропсихологической коррекции: – на освоение телесного пространства (например, ходьба и прыжки с поворотом на 90 и 180° в обе стороны; на более поздних этапах обучения 360°; прыжки через предметы (вправо-влево, вперед-назад), лежащие на полу; прыжок с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку); – на освоение внешнего пространства (например, «Змея» – перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). «Перекати-поле» – перекатывания и кувырки в различных направлениях и с разной скоростью);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=