Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

111 С. В. Залыгаев ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ КАК КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент М. В. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Ориентировка в пространстве является важным показателем не только психического, но и физического развития ребенка, входит в комплексы готов- ности к школьному обучению и подготовки к занятиям различными видам спорта. Умение ориентироваться в пространстве позволяет дошкольникам ов- ладевать сложно-координационными движениями, необходимыми как для ус- воения навыков письма, счета, так и основ спортивной деятельности. По мнению Л. А. Венгер, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития межполу- шарного взаимодействия, психомоторики, моторного праксиса, гнозиса, зри- тельно-моторной координации, которые и составляют основу ориентировки в пространстве [1]. А. В. Семенович указывает, что «пространственные пред- ставления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела» [5]. То есть в основе умения ориентироваться в пространстве лежит физическая активность ребенка-дошкольника. Причем наиболее эффективно формирование пространственных представлений может происходить в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста: игровой, продуктивной, а так- же в процессе двигательной деятельности. Как указывают Л. С. Цветкова и А. В. Семенович, дети дошкольного воз- раста имеют разные стартовые возможности – организацию высшей нервной деятельности, межполушарного взаимодействия, пластичность корковых отде- лов, сохранность базовых и стволовых структур головного мозга – для протека- ния таких сложных процессов как пространственная ориентация и формирование пространственных представлений. Вследствие чего их усвоение идет неравно- мерно, и некоторые дошкольники способны овладеть ими только к 9–10 годам, что делает их менее успешными в учебной деятельности и спорте, подвижных играх, неуверенными в собственных силах при общении со сверстниками [5]. Развитию ориентировки в пространстве в процессе физического воспита- ния детей дошкольного возраста посвящен ряд исследований. Так Е. И. Щерба- кова и Т. А. Мусейибова предлагают использовать следующие методические приемы: использование необычных исходных положений (бег из положения, стоя на коленях, сидя, прыжки из положения, стоя спиной к направлению дви- жения), их быстрая смена (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений; применение различных ритмических сочетаний; изменение последо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=