Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

11 А. В. Белоголовская ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «DISCOVERY» И «INVENTION» В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент И. В. Игнатова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого На сегодняшний день в языкознании когнитивная лингвистика является само- стоятельной наукой, базирующейся на антропоцентрическом подходе. Это значит, что когнитивная лингвистика рассматривает язык с точки зрения диады «язык- человек», где язык расценивается, прежде всего, как «когнитивный механизм, иг- рающий роль в кодировании и трансформировании информации» [1, с. 29]. В современной когнитивной лингвистике сформировались различные на- правления, которые, исходя из выбранного категориального, методологическо- го и терминологического аппарата, по-разному интерпретируют основопола- гающий термин лингвистической науки «концепт», определяют его структуру, виды и т. д. Среди основных подходов, сложившихся в когнитивной лингвис- тике, можно выделить лингвокультурологический, семантико-когнитивный, культурологический, логический. Исследование, описываемое в данной статье, опирается на семантико- когнитивный подход, который определяет концепт как «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, об- ладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляю- щее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об от- ражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации обще- ственным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [2, с. 24]. Таким образом, определение, представленное З. Д. Попо- вой и И. А. Стерниным, исходит из того, что концепт – это структурированная единица мышления, которая хранит информацию в памяти и обеспечивает про- цесс мышления. Основываясь на постулатах семантико-когнитивного подхода, можно описать методологию выявления способов репрезентации концептов “discovery” и “invention” в современном американском английском языке следующим образом: 1) исследование этимологического слоя концептов; 2) выявление ядерных и периферийных сем на основе лексикографическо- го материала; 3) анализ синонимической парадигмы концептов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=