Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

107 ностью. Оставшиеся 8 % склонились к мнению, что гуманные отношения свя- заны с самоуважением, самолюбием, достоинством. Мы заметили, что для педагогов с малым и средним опытом работы гуман- ные отношения связаны с добрым отношением к детям и людям, а для педагогов с большим опытом работы гуманные отношения – это отношения, связанные с профессиональным долгом и социальной ответственностью. Возможно, такое отношение педагогов с большим опытом определяется тем, что они связывают гуманные отношения в большей степени с требованиями профессии. На основе анализа публикаций [4, 6] и определений гуманных отношений, мы дифференцировали признаки гуманных отношений по трем компонентам с нежесткими границами их распределения: поведенческий, рациональный, эмоциональный. Эмоциональный компонент включает в себя следующие при- знаки: безопасность, открытость, принятие, симпатия, сопереживание, состра- дание, сочувствие. В рациональный компонент входят: благожелательность, доброжелательность, внимание, стремление к познанию личности человека, справедливость, терпимость, уважение. К поведенческому компоненту можно отнести: доверие, дружелюбие, заботливость, отзывчивость, способность про- щать, тактичность, уступчивость. Педагогам было предложенно проранжинровать признаки гуманных от- ношений по степени их важности (1-ый – самый важный признак, 21-ый – наи- менее важный признак). В область анализа попали первые три признака по сте- пени важности и последний, наименее важный признак. Анализ данных показал, что приоритеты выстроились следующим обра- зом. На первом месте по важности среди признаков гуманных отношений по мнению 22 % – уважение, остальные 88 % опрошенных индивидуальны в своем выборе. На второе место 22 % педагов поставили: доброжелательность, а на третье место 14 % – сострадание. Наименее важным признаком гуманных отношений 44 % опрошенных считают безопасность и 30 % – уступчивость. Отметим, что педагоги-мужчины, с разным отпытом работы, считают, что наименее важным признаком гуманных отношений также является безопасность. По результатам обработки данных нами была составлена таблица 1 расста- новки приоритетов по компонентам в зависимости от стажа работы. В таблице мы отразили первый по степени важности и последний, наименее важный признак. Таблица 1 Зависимость расстановки приоритетов от стажа работы Важный компонент Наименее важный компонент Опыт рабо- ты педаго- гов Поведен ческий Рацио нальный Эмоцио нальный Поведен ческий Рацио нальный Эмоцио нальный От 1 месяца до 5 лет 25 % 50 % 25 % 0 % 25 % 75 % От 5 лет до 15 лет 36,5 % 54,5 % 9 % 0 % 50 % 50 % От 15 лет 50 % 37,5 % 12,5 % 12,5 % 37,5 % 50 %

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=