Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

106 Стоит заметить, что ситуации, при которых учитель понимает внутренний мир учащихся, доброжелательно относится к ним, естественно ведет себя, в со- ответствии со своими внутренними переживаниями, он создает все необходи- мые условия для формирования гуманистически ориентированного образова- тельного процесса. Проблема гуманизма в качестве основы и главной цели воспитания рас- сматривалась многими просветителями прошлого. В современной педагогике данный вид отношений изучается исследователями нравственного воспитания. З. Г. Нигматова, Е. Н. Шиянов [7, 9] отмечают, что в гуманных отношениях вы- ражаются высшие духовные потребности личности: видеть в человеке товари- ща, друга, брата, жить для блага людей. В исследовании Н. Е. Щурковой [10] нравственные отношения рассматриваются как связи, которые каждая личность устанавливает избирательно. Т. Д. Недосекова [7] характеризует гуманное от- ношение человека к другим людям как «проявление заботы, внимания, терпи- мости, благожелательности, уважения, уступчивости по отношению к другому человеку независимо от его национальности» Вместе с тем, в педагогических исследованиях еще не до конца решен во- прос о том, что же понимать под «гуманным отношением» как научным поня- тием. Лямова О. О. [4] рассматривает категорию гуманных отношений в русле различных подходов: социально-психологического, деятельностного, целостно- го подхода к нравственности. Гуманные отношения рассматриваются нами как вид взаимодействия с другими людьми, в котором сочетаются гуманистическое мировоззрение, гу- манные чувства и поступки. Педагогическое взаимодействие основывается на сотрудничестве, предполага- ет равенство отношений учителя и учащихся. Перед учителем стоит задача: пробу- дить в детях личную заинтересованность в приобретении новых знаний. Личные мотивы и цели ученика должны быть включены в педагогический процесс. Именно восприятие педагогами понятия гуманных отношений учителя и учащихся является целью нашего исследования. Исследование проводилось в феврале 2018 г. В нем принимали участие 27 учителей МБОУ ЦО № 16 г. Ту- лы. В выборку учителей вошли начинающие педагоги (стаж от 1 месяца до 5 лет), педагоги со средним опытом работы (стаж от 5 лет до 15 лет) и большим (стаж от 15 лет). На основе изученной психолого-педагогической литературы была разработана анкета, целью которой было выявление восприятия педагога- ми понятия гуманных отношений учителя и учащихся. Анкета включала в себя вопросы о самом понятии гуманных отношений, их структуре, об оценке меры гуманных отношений в образовании и личном опыте педагога. Вопросы были закрытого и открытого типа. Анкетирование было анонимным. Анализируя полученные данные, мы выявили, что 74 % опрошенных счи- тают, что гуманные отношения – это отношения, связанные с добрым отноше- нием к детям и людям; 18 % считают, что для них гуманные отношения – это отношения, связанные с профессиональным долгом и социальной ответствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=