Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 77 2017 тентности, зафиксированной в образовательном стандарте учебной программы по химии. Теоретический и сравнительно‐исторический анализ литерату‐ ры, посвященной химическому образованию в Болгарии и в других странах, подтверждает тезис о необходимости в личностно‐центриро‐ ванных традиционных и инновационных решениях при организации эксперимента. Их оптимальное сочетание детерминирует создание подходящей педагогической среды в культурно‐образовательном пространстве школы и исследовательском пространстве университе‐ та, что прямо отражается на качестве и эффективности проводимого учебно‐воспитательного процесса. В научной литературе рассмотре‐ ны различные аспекты и компоненты педагогической среды, которая развивает исследовательский потенциал личности. Интерес представляет мнение Е. Рангеловой о гуманизации и демократизации педагогической среды. Автор подчëркивает, что „в подготовке будушего специалиста‐профессионала психолого‐ педагогическая подготовка очень необходимо, но она является недос‐ таточной. Требует, кроме знаний и профессиональных умений, в ов‐ ладении конкретной специальностью, включить обязательно и пси‐ холого‐педагогические знания и умения” [1, с. 22]. И. Федотенко исследует «учебно‐воспитательный процесс в ге‐ терогенной образовательной среде и рассмотривает её не просто как данность сегодняшнего дня, но и как личностную и социальную цен‐ ност, как модель современного общества, помогающую включенным в это пространство детям присвоить ценности поликультурного со‐ циума» [2, с. 376]. В. Шивачева связывает учебный эксперимент с проблемами формирования естественнонаучной грамотности учеников и отмеча‐ ет, что значение имеет методическое обеспечение подготовки студен‐ тов для этого феномена. Автор подчеркивает, что целесообразно при‐ менять реальные и виртуальные эксперименты. Групповая работа, проекты, состязания, мозговая атака, аудиовизуальные средства, мультимедиа, Интернет и пр. облегчают мотивированное усвоение содержания учебного материала; способствуют формированию опре‐ делённых компетентностей (разпознавать научные проблемы, давать научное объяснение природных процессов и явлений, давать оценку, планировать и проводить научное исследование, толковать данные и доказательства, делать выводы [3, с. 24]. М. Дишкова подчеркнула роль гуманных отношений между учи‐ телем и учеником, чтобы оптимизировать процесс гуманизации взаи‐ модействия. По её мнению «атмосфера должна обеспечить подтвер‐ ждение именно такого диалога, который стимулирует толерантность,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=