Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 63 2017 искусства (ГЦСИ), его образовательный проект «ГЦСИ детям!». Годич‐ ный курс лекций предлагает Уральский филиал ГЦСИ (с 28 сентября 2016 – 24 июня 2017) «Современное искусство как иностранный язык». Как справедливо отмечают создатели курса: «современное ис‐ кусство – сложная знаковая система, которую можно сравнить с лю‐ бым существующим разговорным языком. Чтобы научиться свободно ориентироваться в ней, необходимо накопить «словарный запас», пользоваться «словарями», иметь регулярную «разговорную» практи‐ ку, выбирать правильных «переводчиков»» [3]. Для детей двух групп – 5–7 лет и 8–12 лет предлагаются занятия, состоящие из теоретиче‐ ской и практической частей. В практической части дети создают свою художественную работу по мотивам исследуемой темы. Уральский филиал ГЦСИ в Екатеринбурге, Волго‐Вятский фили‐ ал в Нижнем Новгороде проводят интересные выставки современного искусства, привлекая региональные ресурсы. Брендом нижегородско‐ го филиала стал единственный в России арт‐фестиваль текстов об ис‐ кусстве «Вазари», включающий кроме презентаций книг по искусст‐ воведению различного формата (цифрового и т. д.) встречи с совре‐ менными художниками, музыкантами, писателями этих регионов и столичными, мастер‐классы по искусству [9]. Как мы видим, совре‐ менное искусство предоставляет огромное образовательное про‐ странство для художественно‐творческой деятельности детей и взрослых, имеющей субъективно‐личностное значение, способст‐ вующей творческому эстетическому развитию. В ходе музейных занятий, экскурсий, посещения выставок ис‐ кусства, в том числе детского творчества, фестивалей и других форм организации художественно‐творческой деятельности в условиях му‐ зея происходит приобщение человека к эстетическим ценностям, ко‐ торые являются основой эстетического воспитания. Но встречается парадокс, заключающийся в том, что человек может иметь обширные познания в искусстве, хорошее образование, но оставаться неразвитым эмоционально и духовно. Через искусство при целенаправленной системе деятельности музея воспитывается эмоциональная отзывчивость – сначала к произведениям искусства, затем эмпатия как личностная установка. Эстетическое воспитание средствами музейной педагогики осуществляется через расширение чувственно‐эмоционального опыта человека, развитие эстетического восприятия и переживания, эстетического вкуса, через формирование эстетических и этических идеалов. Как мы выявили, все формы культурно‐образовательной дея‐ тельности музея на практике выступают формами организации худо‐ жественно‐творческой деятельности детей и взрослых. Все они по‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=