Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 39 2017 тии противоречивых утверждений собеседника, но в их преодолении, с целью выявления «истины». Однако, исследуя мудрость своих оппо‐ нентов, Сократ не претендует на свою исключительность и на звание мудреца: «Я знаю, что ничего не знаю – это значит, что как далеко я не продвинулся в одиссеях мысли, я не успокоюсь на достигнутом…» [5]. В разделе «Исторические типы философии», при рассмотрении вопро‐ са о возникновении философии и ее истории, можно использовать ра‐ боту Г. В. Ф. Гегеля «Лекции по истории философии». В работе мысли‐ тель рассматривает: историю философии как «историю развития мысли, стремящейся познать истину»[3]; периоды и источники исто‐ рии философии (от Фалеса до Аристотеля, средневековая философия, история новой философии); соотношение истории философии с про‐ чими областями знания и т. д. Интерпретируя текст данной работы, необходимо сделать следующие выводы: существует лишь одна фило‐ софия, тогда как различия между философскими системами и направ‐ лениями – реализация ее основного принципа; хронологическая по‐ следовательность философских систем и направлений отражает логи‐ ку философии; современная философия включает все предыдущие философские системы и направления. Раздел «Онтология» является наиболее сложным, так как пред‐ полагает изучение предельно общих категорий: бытия, сущего, ничто и т. д. В качестве основного первоисточника рассматривается фраг‐ мент работы Г. Гегеля «Наука логики»[4]. При работе с текстом сту‐ денты должны установить, каким образом в категории бытия‐ становления достигается тождественность бытия и ничто. При про‐ чтении работы становится очевидным, что ничто и бытие, взятые обособленно являются пустыми категориями, а в каждой реально су‐ ществующей вещи содержится и бытие, и ничто во взаимозависимости. Раздел «Гносеология» включает вопрос о структуре познавательного акта (субъект – объект – интенция), здесь можно использовать работу Н. О. Лосского «Интуитивизм». В данной работе отмечается, что по‐ знание, как отображение действительности в сознании человека, воз‐ можно благодаря наличию следующих составляющих: познающий – субъект познания, главное свойство которого заключается «в единстве познающего Я»; познаваемое – объект, свойствами которо‐ го являются противопоставленность субъекту и изменяемость в про‐ странстве и времени; направленность субъекта на объект – интенция, выражающая свойства познания предметов и вещей, предполагает: внимание (направленность сознания на объект), различение (выделе‐ ние предмета), осознание (объект как идеальный образ в сознании). Раздел «Социальная философия и философия истории» предпо‐ лагает изучении нескольких первоисточников. Наиболее важным из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=