Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 36 ходимо приобщиться к чему‐либо посредством внутреннего осозна‐ ния и сопереживания, постичь что‐либо внутреннее и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений. В данном случае опыт означает освоение человеческим духом полной действительности са‐ мого предмета в его живой целостности» [1]. Таким образом, русское национальное мировоззрение, было проникнуто религиозной идеей и проявлялось в образе веры и благости Бога, о чем свидетельствовали учения русских религиозных мыслителей: идея всеединства В. С. Со‐ ловьева, идея соборности А. С. Хомякова, идея Н. О. Лосского о «царст‐ ве Божьем», учение Н. А. Бердяева о религиозном смысле свободы и творчества, учение И. А. Ильина о религиозном опыте и т. д. Еще одной специфической чертой русского национального ми‐ ровоззрения, по мнению Франка, является онтологизм: «тo, что оче‐ видно, не должно быть вначале проявлено и осмыслено через что‐то иное; только то, что основывается на самом себе и проявляет себя че‐ рез себя самое, и есть бытие как таковое» В конечном счете, человек познает постольку, поскольку он сам есть, что он постигает бытие не только через познание и мышление, а прежде всего он должен реаль‐ нее укорениться в бытии, чтобы это постижение вообще стало воз‐ можным» [1]. Из чего следует, что человек в своем бытии и через него непосредственно связан с бытием как таковым, существует в нем и непосредственно обладает через личное переживание. Далее, мыслитель отмечает идею духовности, как специфиче‐ скую черту русского национального мировоззрения. Франк отмечает направленность на духовное начало, характерное для проницательно‐ сти и таланта Ф. М. Достоевского проникать в «глубинные бездны» души человека и для интуитивного видения мира более рационально‐ го мыслителя Н. О. Лосского. Так же, Франк отмечает, что русское мировоззрение неразделимо с нравственной истиной: придание Богу онтологического статуса В. С. Соловьевым, утверждение Абсолютного Добра Н. О. Лосским – это есть подтверждение искренности веры русского народа в нравствен‐ ное начало истории. И, наконец, еще одной характерной особенностью русского национального мировоззрения, Франк называет «соборность» – особый род духовного коллективизма; единство «человеческого со‐ общества», образующее основу русской церковной мысли. Соборность, мыслится С. Л. Франком, как крепкая основа духовного коллективизма, как «принцип общности» на который настроен русский дух. Таким образом, С. Л. Франк приходит к выводу о том, что русское национальное мировоззрение «изначально рассчитано до некоторой степени улучшения мира, мировое благо и никогда лишь на одно по‐ нимание мира… это есть открытие нового, очищающего и справедли‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=