Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 35 2017 Г. В. Валеева РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ С. Л. ФРАНКА Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Одним из духовно‐нравственных проявлений народа России яв‐ ляется национальное мировоззрение, под которым можно понимать систему взглядов, идей, убеждений, норм, традиций, ценностей и ве‐ рований, сложившихся благодаря тысячелетней истории, восприни‐ маемых и проявляющихся в поведении человека, а так же в обществе в целом. Русский религиозный мыслитель С. Л. Франк в работе «Рус‐ ское мировоззрение» отмечает, что «национальное мировоззрение, понимается как некое единство… речь идет, собственно, о националь‐ ной самобытности мышления самого по себе, о своеобразных духов‐ ных тенденциях и ведущих направлениях, в конечном счете, о сути самого национального духа» [1]. Важно отметить, что понятие «на‐ циональное мировоззрение» отлично от близкого по смыслу понятия «национальное самосознание», которое выражает осознание челове‐ ком своего отличия в сравнении с представителями прочих нацио‐ нальностей. В отличие от самосознания, национальное мировоззрение является упорядоченной системой, характерной для больших групп людей, по признакам которой эти группы идентифицируют себя. Та‐ ким образом, в сознании большого общества, есть некоторые базовые элементы, которые свойственны многим людям определенной на‐ циональности или причисляющих себя к определенной культуре. Обратившись к истокам русского национального мировоззре‐ ния, «повторяющихся из века в век», мыслитель выделяет специфиче‐ ские черты национального, самобытного мировоззрения. Так, одной из важнейших характеристик русского типа мышления, по мнению Франка, является интуиция: «философия по своей сущности – интуи‐ тивное мировоззренческое учение, которое состоит в очень тесной родственной связи с религиозной мистикой» [1]. Действительно, рус‐ ская философская мысль представляет собой именно мировоззренче‐ скую теорию, суть и основная цель которой заключается в религиоз‐ но‐эмоциональном толковании жизни, и может быть осознана и при‐ нята путем углубления в ее религиозно‐мировоззренческие корни. В связи с этим, следует отметить, что основой познания истины в рус‐ ской религиозной философии является жизненный опыт, т.е. «необ‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=