Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 231 2017 и боязнь неудач, как причины побудительной деятельности. Второй подход в силу слабой теоретической разработанности, не смог дать и эмпирических результатов. Здесь процесс побуждения к учебной деятельности рассматривался через мотивы, основанные на базовых человеческих потребностях. Современные психологи выделяют и тре‐ тий подход. В нем побудителем к действию является внешний и внут‐ ренний мотивы, обладающие разной эффективной способностью. На‐ пример, учащиеся, которые выполняют домашниезадания, поскольку понимают их важностьдля выбранной ими будущей профессии, явля‐ ются внешне мотивированными, равнокак и те, кто выполняет до‐ машние задания исключительно в силу родительскогоконтроля. Цель настоящей работы показать как используя ценностный оп‐ росник Шалома Шварца разработанный им в 1992 году дать количе‐ ственное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на общественно значимом уровне и на уровне личностных приоритетов, что позволит осознанно и взве‐ шенно принять решение в выборе будущей профессии. В выборке уча‐ ствовали школьники11 классов, которые являются объектом нашего исследования. Под предметом рассмотрим ценностные мотивы, побу‐ ждающие старших школьников выбирать профессию. Методологической основой исследования стали философско‐ аксиологическиепредставления о ценностях и ценностныхориента‐ циях как иерархических образующихв структуре личности (А. Г. Здра‐ вомыслов, С. Л. Смирнов, В. А. Ядов, М. С. Яницкий идр.); личностно‐ деятельностный подход (Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев, И. Н. Семенов и др.); аксиологическийподход (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Н. Шиянов и др.); антропологический подход (Б. Г. Ананьев, Б. М. Бим‐ Бад, Е. И. Исаев, Е. В. Марков, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский, и др.); синергетический подход (В. Г. Афанасьев, Е. Н. Князева, С. П. Кур‐ дюмов, Г. Шефер и др.). Теоретической основой исследованияявились психолого‐педаго‐ гические трудыученых по проблемам мотивации (В. Г. Асеев, В. К. Вилю‐ нас, Б. И. Додонов, В. Г. Леонтьев и др.); идеи В. А. Яковлева и его учени‐ ков (С. Б. Каверин, В. Н. Косырев, Р. П. Мильруд, М. И. Старови др.), учение об условиях духовного и нравственного развития личности (В. А. Беляе‐ ва, Н. А. Коваль, Н. Б. Трофимова, В. Д. Шадриков и др.); теории о смысле жизни (К. В. Карпинский, А. В. Серый, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.). Опросник Ш. Шварца состоит из двух частей. Первая часть состо‐ ит из списка 57 ценностей, оказывающих влияние на личность, каждая из которых оценивается испытуемым от 7 до –1 балла. Во второй части предложено 40 описаний человека, которые нужно "примерить на се‐ бя" и оценить степень их соответствия испытуемому, в дальнейшем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=