Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 214 характеристиках носителей языка, знать их национальные и духов‐ ные ценности; б) адаптироваться к иноязычной культурной среде, умело использовать национально‐маркированные языковые единицы в речи, следовать речевому этикету носителей языка, подбирая наи‐ более подходящий стиль общения, а также проявлять уважение к ус‐ тоям и традициям другого культурного общества; в) прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного об‐ щения, уметь как предотвратить, так и урегулировать возникновение социокультурного конфликта [3]. Отсюда следует, что отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции может привести к серьезным последствиям социокультурного харак‐ тера, ведущим не только к нарушению коммуникативных процессов, но и возникновению межкультурного конфликта в процессе общения. Именно поэтому важнейшим условием формирования и развития со‐ циокультурной компетенции является обеспечение соответствующи‐ ми материалами, отвечающими всем необходимым требованиям. В отборе лингвострановедческого материала В. В. Сафонова рекомен‐ дует опираться на следующие критерии: – критерий культурологической и страноведческой ценности (факты национальной культуры, традиции, обычаи и реалии страны изучаемого языка); – критерий типичности (актуальность фактов современной дей‐ ствительности изучаемого языка); – критерий четкой дифференциации с родной культурой уча‐ щихся; – критерий адресата отбора (учет уровня образовательной и языковой подготовки учащихся, а также их интересов); – тематический критерий (отбор лексических единиц и фоновых знаний в рамках тематики образовательной программы); – критерий функциональности (отбор и разделение языкового материала на два слоя, нацеленных на продуцирование речи и на ре‐ цепцию) [3]. Важно подчеркнуть, что формирование социокультурной ком‐ петенции при обучении иностранному языку, в частности, англий‐ скому, может быть достигнуто различными способами. Так, среди наиболее распространенных отмечают использование аутентичных текстов культурологического содержания, изучение национально‐ маркированной лексики, просмотр страноведческих фильмов и т. д. Изучение концептуальных метафор в американском политическом дискурсе при обучении английскому языку, по нашему мнению, также следует рассматривать как один из способов формирования и разви‐ тия социокультурной компетенции студентов. Являясь отражением

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=