Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017
ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 178 должительном времени» [3], в «Российском букваре для обучения детей грамоте по общепринятому способу заставляя их заучивать склады и по новейшему не заставляя заучивать ни одного склада» [2] и в «Великолепной русской азбуке. Подарок для добрых детей» [1] ри‐ сунки не были наделены авторами какой‐либо специальной дидакти‐ ческой функцией, представляя собой лишь декоративные элементы. Гораздо шире, нежели визуальные элементы изобразительного типа, в российских азбуках и букварях первой половины XIX века были представлены графические элементы. Наиболее часто встречаются различные варианты буквенных схем , присутствующие в 20‐ти про‐ анализированных азбуках. К таким построениям мы отнесли алфавит‐ ные схемы и прочие буквенные конструкции, выделяемые размером кегеля, шрифтами, интервалами и общим расположением на странице. Цель подобных буквенных схем – информационное упорядочивание, облегчающее учащимся восприятие новых для них сложных семанти‐ ческих конструкций. Данные схемы обладали, прежде всего, дидакти‐ ческой функцией ориентировки. Аналогичную роль выполняли таб- лицы (умножения, циферные, начертания букв), которые представле‐ ны в 13 азбуках из рассмотренного корпуса источников. Еще один распространенный графический элемент оформления – различные типы линий (в 18‐ти азбуках), которые делили текстовую информацию на отдельные блоки, разграничивали главы и темы, отделяли визуальные элементы от текста. Также мы обнаружили многочисленные типы шрифтовых выде‐ лений, которые присутствовали почти в половине проанализирован‐ ных нами азбук. Здесь дидактической задачей было акцентирование внимания учащихся на названиях разделов, тем, заглавий рассказов и стихов и т. д. Т.е. линии и шрифтовые выделения также выполняли функцию ориентировки. Достаточно часто в рассмотренных пособиях встречаются худо‐ жественные элементы оформления: рамка и виньетка. Рамка исполь‐ зована авторами в 6‐ти из проанализированных нами изданий, в 4‐х из них она является не просто элементом декорирования страницы, а помогает ориентироваться в материале. Виньетки обнаружены нами в 11 азбуках. Как правило, они не были связаны содержательно и функционально с текстами пособия, их функция в подавляющем большинстве (в 9‐ти случаях) сводится к ориентировке. Таким образом, в азбуках и букварях первой половины XIX века художественные и графические элементы оформления изданий по‐ степенно приобретали особую дидактическую функцию – ориенти‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=