Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 177 2017 • графические элементы оформления (линия, выделение, шрифт, интервал, способ размещения текста и т. д.). На данном этапе исследования были проанализированы 32 изда‐ ния азбук и букварей, в хронологическом интервале с 1816 по 1864 гг. С известной долей условности можно разделить проанализиро‐ ванные пособия на массовые и «подарочные» учебные издания. С точ‐ ки зрения визуального ряда эти книги значительно отличаются друг от друга. В массовых, дешевых изданиях (16‐ти из 32‐х проанализирован‐ ных азбук) изобразительный тип визуальных элементов отсутствовал полностью. Такие издания не имели на своих страницах рисунков, ил‐ люстраций, репродукций и т.д. Как правило, их визуальный ряд пред‐ ставлен лишь графическими элементами оформления – линиями, виньетками, типами выделений и/или таблицами. В «подарочных» изданиях рисунки и иллюстрации, как правило, присутствовали, не редко в большом количестве и хорошем качестве полиграфического исполнения. В границах рассмотренного периода изобразительный тип визу‐ альных элементов азбуках и букварях представлен единственным ви‐ дом: рисунок. Это изображения различных предметов или объектов, названия которых предлагались в азбуке. Отметим, что рисунки могли быть помещены в так называемом букварном разделе изданий (т. е. при непосредственном изучении ал‐ фавита) и/или послебукварном – как иллюстрация к текстам, предла‐ гаемым для первоначального чтения. И в том, и в другом случае рисунки имели прямую взаимосвязь с текстом и обладали обучающей (информационной) дидактической функцией. Если это был рисунок букварного (азбучного) раздела, то он представлял собой «подсказку», помещенную автором/составителем для того, чтобы ребенок мог припомнить и узнать соответствующую букву. Если же рисунок относился к послебукварному разделу, то его пе‐ дагогический смысл заключался в дополнении и иллюстрации текста. Пособия первой половины XIX века, как правило, еще не содер‐ жали специальных заданий по работе с визуальными элементами. Лишь в одной азбуке мы обнаружили вопросы к рисункам, которые касались перечисления визуальных компонентов на изображении. Это издание – «Елка. Подарок на рождество: азбука с примерами посте‐ пенного чтения» А. М. Дараган (1845 г.), где к иллюстрациям заданы следующие похожие вопросы: «Что нарисовано здесь?» [4, с. 80], «Что тут нарисовано?» [4, с. 88]. В 3‐х азбуках, а именно в «Полной российской азбуке, по которой дитя может выучиться российской грамоте легко, приятно и в непро‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=