Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017
ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 176 И. И. Тетерин ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ТИПЫ И ФУНКЦИИ * Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого На протяжении XIX века в теории и практике отечественного об‐ разования качественно изменилась роль наглядности в учебном про‐ цессе. В наибольшей степени это проявилось в пособиях для первона‐ чального обучения грамоте – азбуках и букварях. Возрастные особен‐ ности детей, сама ситуация невозможности текстуального оформле‐ ния информации для человека, не умеющего читать, заставляла авто‐ ров и составителей искать наиболее эффективные способы визуали‐ зации учебного материала. Иллюстративные компоненты постепенно приобрели самостоятельное дидактическое значение, началось их оформление в целостный визуальный ряд. В этом контексте, по нашему мнению, актуальными являются следующие исследовательские задачи: • определить, какие визуальные элементы использовались в учебных пособиях для первоначального обучения грамоте; • проследить их генезис, предложить типологию и периодизацию; • установить способы взаимосвязей и взаимовлияния между текстами и визуальными компонентами рассматриваемых пособий; • проанализировать дидактические функции, присущие визу‐ альному ряду учебников для первоначального обучения грамоте. Данные положения стали для нас основой разработки аналити‐ ческой матрицы исследования. Мы выделили следующие типы визу‐ альных элементов, используемые в азбуках и букварях: • изобразительные (иллюстрация, репродукция картины, рисунок); • художественные элементы оформления (виньетка, заставка, рамка и т.д.); • графические (схема, график, карта и т.д.); * Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16‐06‐00113а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=