Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 173 2017 ет существенное влияние на формирование медицинского специали‐ ста, на его отношение к профессии и к собственной подготовке для будущей профессиональной деятельности. И это потому, что пациент является сложным субъектом – представляет совокупность физиче‐ ских, психических и социальных образований. Эта сложность опреде‐ ляется разными характеристиками: возраст, пол, вид и степень обра‐ зования, этническая и религиозная принадлежность, наличие близких и родственников, и т. д. Вместе с этим пациент отличается и наличием определенных качеств, среди которых: общительность, сознатель‐ ность, отзывчивость и др. Важной частью обязанностей преподавателя для выстраивания эффективного взаимодействия на разных уровнях между основными субъектами образовательного процесса является приобщение паци‐ ента к нему. Для этой цели он должен знать и использовать разные подходы, среди которых: • проявление уважения и достоинства к личности пациента; • проявление толерантности по отношению к его образованию, этнической и религиозной принадлежности и др.; • проявление эмпатии к пациенту – сопричастность по отноше‐ нию к его страданиям; • умеренное убеждение для участия в процессе обучения (без прямого давления); • завоевание доверия пациента путем непринужденного общения; • достижения информированного согласия [4, с. 207]. Подключение пациента как третьего субъекта в рамках педаго‐ гического взаимодействия придает особую специфику образователь‐ ному процессу в высшем медицинском училище. Пациент со своими страхами, отношением к здоровью и болезни, к медицинской команде и к студентам, может поспособствовать, но может и затруднить дея‐ тельность преподавателя. Вместе с этим преподаватель может успеш‐ но усовершенствовать педагогическое взаимодействие между основ‐ ными субъектами, но может и не выстраивать его эффективно. Все это приводит к необходимости руководству вуза обращать серьезное внимание на перманентную подготовку преподавателей, особенно, что касается усовершенствования их педагогических уме‐ ний и компетентностей для выстраивания и осуществления эффек‐ тивного взаимодействия между основными субъектами образова‐ тельного процесса. Эффективность взаимодействия находится в прямой зависимо‐ сти от педагогического такта и педагогического мастерства препода‐ вателя. Не случайно в педагогической литературе педагогический такт определяется как основной признак преподавателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=