Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 172 должен быть носителем активности и предполагать такую же и у сво‐ их партнеров [2, с. 59]. Независимо от создающегося в процессе обуче‐ ния отношения между преподавателем и студентом, как отношение между субъектами, бесспорной в нем остается ведущая роль препода‐ вателя. Для эффективной реализации этой роли, он должен иметь вы‐ сокую профессиональную компетентность, умение владеть собой и договариваться с людьми, быть сопричастен к их проблемам, уметь разговаривать. Большое значение имеют и его креативные качества, такие как гибкость ума, комбинативное мышление, нестандартность и оригинальность, богатство и яркость воображения и др. Особое значение при выстраивании эффективного педагогиче‐ ского взаимодействия имеет и необходимость соблюдения со стороны преподавателя определенных требований: – актуализировать действие системы педагогического взаимо‐ действия, осуществляя периодически глубокий анализ системы цен‐ ностей; – показывать взаимодействие между компонентами и соответ‐ ствующими элементами системы, учитывая факторы, влияющие на их изменении; – учитывать то, что личность студента является единой и целой структурой, чьи компоненты находятся в неделимом единстве, взаи‐ мосвязанные и взаимообусловленные; – обеспечивать единство между воспитанием и самовоспитани‐ ем в процессе педагогического взаимодействия; – анализировать системно степень формирования личности ме‐ дицинского специалиста, и находить, в какой степени не оформлено его нравственное сознание и поведение [5, 143–144]. Важным для выстраивания педагогического взаимодействия, как уже было замечено, является провоцирование активности учаще‐ гося. Опытный преподаватель успевает активизировать аудиторию, посредством дискуссионных вопросов, предоставления казусов для решения и проблемно‐ориентированных задач для самостоятельной работы. Значительная роль для активизации студентов отводится практическим занятиям, так как они предоставляют возможность для усвоения ряда умений, навыков. Благоприятными для активной под‐ готовки студентов являются клинические занятия, так как они осуще‐ ствляются в реальной профессиональной среде: в больнице, лабора‐ тории, в детских яслях и садах, социальных заведениях и т. д. Именно в условиях клинической практики появляется и третий субъект педа‐ гогического взаимодействия – пациент. Здесь следует подчеркнуть, что включение пациента в процесс обучения в высшем медицинском училище, соответственно, в педагогическое взаимодействие, оказыва‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=