Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 171 2017 влияния, который осуществляется во время педагогического взаимо‐ действия [2, с. 58–59]. Однако учащийся оказывает влияние на препо‐ давателя только при условии, что он находится в активно действую‐ щей (субъектной) позиции. Имея в виду, что педагогическое взаимо‐ действие в условиях высшего училища отражает особенности постро‐ енной в нем педагогической системы, можно заметить, что оно несет не только общие признаки этой системы вообще, но и имеет свои спе‐ цифические признаки, порожденные особенностями составляющих его подсистем. Именно это обстоятельство дает основание М. Груде‐ вой указать, что в условиях высшего училища, „педагогическое взаи‐ модействие идентифицируется, прежде всего, как совместная дея‐ тельность (взаимодействие) преподавателей и студентов для дости‐ жения общей цели и обуславливается современным взглядом на про‐ цесс обучения как взаимодействие между преподаванием и учением“ [2, с. 58–59]. Как существенную особенность этого взаимодействия ав‐ тор определяет возможность „студента овладевать самостоятельно знаниями, умениями и навыками; усваивать поведенческие альго‐ ритмы; давать оценку отношениям; воспринимать разные стили об‐ щения в рамках команды и т.д.; показывать на практике полученные этим способом знания, умения и навыки“ [2, с. 58–59]. Это и другие подобные утверждения, дают основание сделать вывод, что студенту в современном высшем училище следует исполнять активную роль – роль субъекта и партнера. Для этой цели необходимо, чтобы сам пре‐ подаватель превратился в важный фактор в процессе выстраивания и развития эффективного взаимодействия между сложными субъек‐ тами в процесс обучения в высшем медицинском училище. Согласно Ж. Ж. Гилберу, преподаватель все более должен стремить‐ ся овладевать и использовать в своей деятельности разные подходы: – говорить студентам; – разговаривать со студентами; – мотивировать студентов разговаривать между собой; – показать студентам как надо разговаривать; – руководить студентами; – давать возможность студентам упражняться [2, с. 59]. Выделенные Ж. Ж. Гилбером подходы неслучайны, так как имен‐ но в основе эффективного педагогического взаимодействия стоит умение общаться. Для осуществления эффективного процесса обще‐ ния требуется выстраивание такого взаимодействия, при котором участвующие в нем лица должны реализоваться одновременно или последовательно и как его объекты, и как его субъекты. Такое взаимодействие согласно М. Лисиной предполагает, что каждый из участвующих в педагогическом взаимодействии субъектов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=