Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017
ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 146 В. Н. Садовникова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ, ВОЗЗРЕНИЯ, НАСЛЕДИЕ, СИСТЕМА: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В историко‐педагогических исследованиях достаточно часто фи‐ гурируют и зачастую используются как синонимы понятия «педаго‐ гические идеи», «педагогические взгляды», «педагогические воззре‐ ния», «педагогическое наследие», «педагогическая система». Постара‐ емся определить сущностные характеристики данных терминов, вы‐ делить в них общее и особенное. Чтобы дать определение понятию «педагогические идеи», не‐ ободимо обратиться к философскому словарю, где «идея» трактуется как (от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах [5, c. 163], форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира [6, c. 163]. Понятия «педагогические взгляды» и «педагогические воззре‐ ния» не имеют четких границ при их трактовкеи, когда определение термину дается через определяемое слово, либо внешнее описатель‐ ное объяснение, основанное на общих признаках. Между словами «взгляды» и «воззрения» тяжело провести разграничительную черту, часто они используются как синонимы. Целесообразно обратиться к толковому словарю для разграничения понятий «взгляд» и «воззре‐ ние». Слово «воззрение» в современном языке означает убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения; а «взгляд» ‐ (в переносном значе‐ нии) мнение, суждение [1, c. 15]. В статье Дм. Княжевича: « Взгляд , взор , воззрение (Отрывок из Со‐ брания синоним)» слово воззрение рассматривается как синоним слова взгляд , взор . Устанавливаются семантические различия между этими словами: « Взгляд происходит от глагола взглядывать , т. е. обращать глаза свои на окружающие предметы без мыслей, без намерения, без цели; взор от глагола взирать , то есть устремлять глаза свои именно на какой‐нибудь предмет, который мы видеть желаем» [1, c. 15]. В 20–30‐х годах XIX века понятие «воззрение» получило отвле‐ ченно‐переносное значение – «проникновение мыслью, интеллекту‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=