Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 137 2017 Понятие гетерогенности – новое для педагогической науки. Обычно его употребляют в физике и химии для обозначения физиче‐ ски неоднородных систем. В статистике слово встречается в основном в сочетании гетеро‐ генная выборка, означающее неоднородную выборку, выборку, со‐ стоящую из неоднородных объектов. В социологии под гетерогенностью понимают совокупность па‐ раметров, демонстрирующих степень разнородности, широкий спектр оттенков общества. Но, в отличие от понятия неравенства, она не го‐ ворит о различиях в ранге индивидов, различия касаются лишь пози‐ ций [8]. Мы же под гетерогенностью понимаем неоднородность образо‐ вательной среды и ее субъектов. Так, не только образовательный процесс, проходящий в рамках диалога культур, но и его субъекты можно назвать гетерогенными, а именно ‐ пол учащихся, их психиче‐ ские, психологические различия и образовательные возможности. Если в середине 20 века при наборе первых классов в школах старались учесть способности детей к обучению, формируя «силь‐ ные», «средние» и «слабые» классы в параллели, то с конца 80‐х‐ начала 90‐х годов все более очевидной стала тенденция на включение всех учащихся, в том числе с особыми образовательными потребно‐ стями, в единое образовательное пространство класса и школы. К старшей школе гетерогенность внутри класса усиливается, – проявляются заинтересованность и склонность ребенка к предметам гуманитарного, естественнонаучного или физико‐математического цикла; старшеклассники относятся к учебе избирательно, ориентиру‐ ясь на те предметы, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. В связи с этим особенностью образовательной среды старшего школьника является организация профильного обучения – обучение, реализуе‐ мое по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Другой аспект проявления гетерогенности образовательной среды нашел отражение в распространении инклюзивного образова‐ ния, которое предполагает вовлечение детей с особыми образова‐ тельными потребностями в процесс общего образования и организа‐ цию условий образовательной среды для всех (включая детей с инва‐ лидностью). Получается, внедрение инклюзивного образования способствует развитию гетерогенности локальной образовательной среды, усили‐ вая различия детей внутри образовательного пространства. Учитывая гетерогенность образовательной среды, преподавателю становится все сложнее планировать учебный процесс. Приходится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=