Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 137 2017 Понятие гетерогенности – новое для педагогической науки. Обычно его употребляют в физике и химии для обозначения физиче‐ ски неоднородных систем. В статистике слово встречается в основном в сочетании гетеро‐ генная выборка, означающее неоднородную выборку, выборку, со‐ стоящую из неоднородных объектов. В социологии под гетерогенностью понимают совокупность па‐ раметров, демонстрирующих степень разнородности, широкий спектр оттенков общества. Но, в отличие от понятия неравенства, она не го‐ ворит о различиях в ранге индивидов, различия касаются лишь пози‐ ций [8]. Мы же под гетерогенностью понимаем неоднородность образо‐ вательной среды и ее субъектов. Так, не только образовательный процесс, проходящий в рамках диалога культур, но и его субъекты можно назвать гетерогенными, а именно ‐ пол учащихся, их психиче‐ ские, психологические различия и образовательные возможности. Если в середине 20 века при наборе первых классов в школах старались учесть способности детей к обучению, формируя «силь‐ ные», «средние» и «слабые» классы в параллели, то с конца 80‐х‐ начала 90‐х годов все более очевидной стала тенденция на включение всех учащихся, в том числе с особыми образовательными потребно‐ стями, в единое образовательное пространство класса и школы. К старшей школе гетерогенность внутри класса усиливается, – проявляются заинтересованность и склонность ребенка к предметам гуманитарного, естественнонаучного или физико‐математического цикла; старшеклассники относятся к учебе избирательно, ориентиру‐ ясь на те предметы, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. В связи с этим особенностью образовательной среды старшего школьника является организация профильного обучения – обучение, реализуе‐ мое по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Другой аспект проявления гетерогенности образовательной среды нашел отражение в распространении инклюзивного образова‐ ния, которое предполагает вовлечение детей с особыми образова‐ тельными потребностями в процесс общего образования и организа‐ цию условий образовательной среды для всех (включая детей с инва‐ лидностью). Получается, внедрение инклюзивного образования способствует развитию гетерогенности локальной образовательной среды, усили‐ вая различия детей внутри образовательного пространства. Учитывая гетерогенность образовательной среды, преподавателю становится все сложнее планировать учебный процесс. Приходится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=