Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 133 2017 [5, с. 117]. Искусство, наука, культура, религия, все это также воспри‐ нималось ею весьма враждебно. При этом сам сборник «Вехи» воспринимался современниками достаточно критично. Так, русский историк и политический деятель П. Н. Милюков считал неправильным обвинять только одну группу во всех социальных потрясениях, происходящих в стране. Он подчеркивал, что в том, что именно в интеллигенции авторы сборника видели средо‐ точие мирового зла, можно заметить их собственные «иллюзии о клю‐ чевой роли именно этой группы в историческом развитии» [4, с. 43]. Известный русский писатель и философ Л. Н. Толстой также под‐ вергал критике авторов сборника. Так, он отмечал наличие «стерео‐ типов интеллигентского сознания» [1, с. 33] у этих авторов, что, по его мнению, выражалось в их излишней самоуверенности и одновремен‐ но в «нигилистическом содержании выдвигаемых постулатов» [1, с. 33]. Писателя также приводили в возмущение рассуждения веховцев «об особой касте интеллигенции» [6], ему казался смешным и язык сборника, который он назвал собранием «мудреных, выдуманных и не имеющих точного определения слов» [6]. При этом сам Л. Н. Толстой не раз подчеркивал свою непричаст‐ ность к какому бы то ни было движению, его нельзя четко назвать по‐ следователем идей западников или славянофилов, хотя ряд народни‐ ческих идей был близок его миропониманию, что и нашло отражение в его религиозно‐нравственных взглядах. Так, религиозный мысли‐ тель Г. В. Флоровский вообще считал писателя «типическим «шести‐ десятником» и нигилистом» [9, с. 364]. Л. Н. Толстой считал, что никогда не существовало его учения, что «есть одно вечное, всеобщее, всемирное искание истины» [7], которое наиболее полно, по его мнению, выразилось в Евангелиях. Мыслитель считал, что только в том случае, если человек обретает способность к пониманию такого учения, то он «вступает в непосред‐ ственное общение с Богом» [7]. И он считал это возможным только путем духовного самосовершенствования. Поэтому Л. Н. Толстой от‐ вергал наличие нравственной основы в революциях, считая, что рево‐ люция должна происходить только в сознании человека. Философ от‐ мечал возможность реализации такой революции только в России, т.к. по его мнению только в ней сохранились «естественно‐природные и нравственные условия для существования человека» [7]. Все эти положения стали основой для возникновения в 70‐е годы XIX века идейного направления «толстовства». Считается, что именно в нем получило полное отражение противоречивость культурного и исторического развития России. Являясь по своей сути революци‐ онным, оно имело в себе и духовную основу, обеспечившую «духовную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=