Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 132 П. Б. Струве) ориентировалась на западные идеалы, считая, что в них заложен успех развития страны. Консерватизм, во многом, воплотив‐ шийся в таком идейном направлении как «славянофильство» (И. В. Киреевский, А. Хомяков, братья Аксаковы), напротив, отстаивал идею самобытности и независимости русской культуры. Народничество, как синтез этих двух идейных направлений, с одной стороны считало важным революционные преобразования в стране, с другой выступало за необходимость просвещения необра‐ зованной части населения страны. Именно в рамках этого движения и возникла «революционная интеллигенция», которую критиковали авторы сборника «Вехи». Но они не были первыми, кто подвергали ее критике. В частности, идеолог народничества М. А. Бакунин рассмат‐ ривал интеллигентов как людей, «склонных к умственному разврату» [2, с. 435], и видел их пороками «превозношение своего знания, своего собственного ума и презрение ко всем незнающим» [2, с. 435]. Употребляя термин «русская интеллигенция», авторы сборника «Вехи» имели в виду главным образом представителей ее революци‐ онно‐демократической части. Они обвиняли их в критике власти и, в целом, в антигосударственности и безрелигиозности. Так, один из составителей сборника «Вехи», русский философ С. Н. Булгаков считал религию человекобожия ключевой чертой такой революционно настроенной интеллигенции. Он отмечал, что именно под влиянием такой идеи она стала примерять на себя роль Провиде‐ ния касательно своей страны. Мыслитель подчеркивал, что превратив себя таким образом в носителя добра и справедливости, «революцио‐ нер взвалил на себя непосильную ношу» [3]. И зло начинает воспри‐ ниматься таким человеком не как наказание, а просто как следствие политического несовершенства. Еще один из авторов сборника русский мыслитель Н. А. Бердяев считал, что под влиянием народничества с их утилитарными идеями интеллигенция мало места оставила философии и вообще духовным ценностям. Так, он отмечал, что она живет убеждениями, что истина вообще не нужна в том случае, если без нее лучше будет жить народу. Еще один «веховец», С. Л. Франк в статье сборника, озаглавлен‐ ной как «Этика нигилизма», в этой связи отмечал, что для русских ин‐ теллигентов вообще не существует никаких ценностей, кроме «мо‐ рального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые» [10]. При этом высшей ценностью для них было отрицание в целом абсолютной морали. И именно поэтому, как считал С. Л. Франк, интеллигенция стремилась «создать новые мо‐ ральные тенденции, которые позволят ей приблизиться к народу»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=