Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 13 2017 Для активизации профессионального самоопределения старше‐ классников нами был разработан и апробирован профориетационный проект «Игры будущего». Цель проекта – способствовать профессио‐ нальной ориентации выпускников, мотивировать их к выбору про‐ фессии с учетом способностей и индивидуальных особенностей. Игро‐ вая технология позволяет моделировать и актуализировать личност‐ ное и профессиональное самоопределение старшеклассников. Проект включает цикл профессионально‐ориентационных заня‐ тий, среди которых: профориентационная игра «Шаг в будущее», про‐ фессионально‐ориентированный тренинг с использованием различ‐ ных игровых методик, а также организационно‐деятельностная игра «Dream Team». Использование в проекте организационно‐деятель‐ ностной игры 1 обусловлено тем, что данные игры относятся к роду операциональных игр. В процессе игры происходит моделирование различных профессиональных ситуаций, что позволяет нацелить уча‐ стников на решение практических проблем, которые могут возник‐ нуть в профессиональной деятельности. Важно, что данный вид игр развивает способность к действиям не в какой‐то узкой профессио‐ нальной сфере, а в более широком диапазоне, способствует развитию коллективной деятельности и рефлективного компонента мышления. Приведем пример игры «Dream Team». Целью данной игры яв‐ ляется приобретение навыков межличностных коммуникаций для со‐ гласованного взаимодействия, умения работать в команде. Игра осу‐ ществляется на протяжении нескольких дней и состоит из следующих этапов: 1. Участники методом жеребьевки делятся на 3 команды, в данном варианте игры – каждая команда является отделом в круп‐ ном издательском доме. 2. Компания получает большой государст‐ венный заказ. Задачи для выполнения этого заказа распределяются между отделами, на выполнение заданий дается определенное коли‐ чество времени (например: предоставить фотоотчет, написать статью, выложить информацию в интернет и т.п.); 3. Итоговая рефлексия. Подведение итогов игры. Задачей ведущего является не только общее руководство игрой, но и создание препятствий. Оптимальным развитием игры должно стать объединение отделов в единую команду для решения общей трудовой задачи. Однако следует учитывать, что одной из особенно‐ стей организационно‐деятельностных игр является непредсказуе‐ 1 Подробнее об организационно‐деятельностной игре и методологии ее проведе‐ ния см.: Щедровицкий Г.П. Организационно‐деятельностная игра: сборник тек‐ стов (1) / Из архива Г.П.Щедровицкого. Т.9 (1). М., 2005; Наумов С.В. Организаци‐ онно‐деятельностные игры // Природа, 1987, № 4 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=