Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 122 „субъектность человека проявляется в его деятельности, в его обще‐ нии, в его самосознании” [3]. В условиях высшего медицинского училища выделяются три ос‐ новных субъекта в процессе обучения: преподаватель, студент, паци‐ ент. По мнению сторонников классической педагогики, активная роль возлагается преподавателю. Он сам субъект обучения, и полностью отвечает за успехи и неудачи обучающихся. Современный подход к образованию, однако, определяет парадигму, согласно которой сту‐ дент тоже субъект в процессе обучения, и тоже несет ответственность за его качество и эффективность. Эта ответственность ставит его на‐ равне с преподавателем, как партнера и единомышленника. Превра‐ щает его в активную сторону процесса. Повышается его самостоя‐ тельность по отношению к приобретению знаний, умений и навыков общаться в рамках команды и группы, решать различные по трудно‐ сти практические задачи и т. д. Результаты различных научных исследований доказывают, что основной фактор для формирования субъектной роли студента это правильно построения взаимодействия „преподаватель‐студент‐ пациент”, которое способствует не только количественным и качест‐ венным изменениям в сознании и поведении студента, но и утвер‐ ждению гуманных субъект‐субъектных отношений. Утверждение субъектности студента в процессе обучения принимается, как предос‐ тавление возможности для самоуправления, самоконтроля, самораз‐ вития и самосовершенствования. Она проявляется в разнообразной деятельности студента и является ее основной характеристикой. Сам термин „студент” латинского происхождения и означает бу‐ квально „человек, который работает или усердно занимается чем‐то, овладевает знаниями” [по 2, с. 58]. По мнению ряда авторов, среди ко‐ торых и М. Грудева, студент – „взрослый учащийся, т.е. человек со‐ вершеннолетний” [2, с. 58]. С точки зрения андрагогии студент создан, как личность и мотивирован для овладения выбранной им професси‐ ей. Он самостоятелен по отношению к принятию решений для своего собственного обучения и развития и несет ответственность за их ис‐ полнение. Студент – сложное социальное явление. Он в целости состоит из разных элементов, среди которых «социальная активность», «соци‐ альное самоопределение» и «социальная ответственность». Важным условием для его моделирования, как успешной личности, является его активность, так как она основной показатель его социальной дея‐ тельности и определяет уровнь его социальной зрелости. Из‐за слож‐ ности студенческой личности она изучается и обычно рассматривает‐ ся в трех аспектах:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=