Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 118 Например, Е. Б. Тесля в качестве условий, обеспечивающих ак‐ тивность студентов, называет тесную связь учебного процесса в пед‐ вузе со школьной практикой (вплоть до изучения ряда тем в условиях школы); предоставление студентам возможности выступать в роли учителя на практических занятиях и др. Иными словами, формирова‐ ние профессионального интереса у будущих учителей должно осуще‐ ствляться, в основе своей, на практической деятельности студентов, непосредственно включенных в инновационную деятельность [6]. Обращение к работам исследователей позволяет отметить но‐ вые подходы в понимании самой образовательной среды вуза, кото‐ рые сосредоточены на обосновании ее как динамичного, гуманизиро‐ ванного пространства, в котором, как отмечает Ю. В. Сенько, все ком‐ поненты общего и профессионального образования должны быть ориентированы на постижение будущими специалистами многогран‐ ных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобще‐ ние к культуре как живому воплощению мира человеческих ценно‐ стей, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия[5]. Инновационные подходы к творческой самореализации студен‐ тов были рассмотрены Л. В. Ведерниковой. Автором была разработана и апробирована совокупность разноуровневых заданий, направлен‐ ных на развитие у студентов ценностного отношения к педагогиче‐ ской профессии. По ее мнению, для того чтобы человек заинтересо‐ вался проблемой самообразования, необходимы такие условия, си‐ туации, в которых человек мог либо увидеть и осознать несоответст‐ вие между своими знаниями и знаниями партнеров, либо обнаружить невозможность или неэффективность решения возрастных задач, ли‐ бо столкнуться с несоответствием требований организации и своими знаниями. В педагогическом вузе стимулирование самообразования сту‐ дента может эффективно решаться также путем включения его в на‐ учно‐исследовательскую работу в сфере педагогики [1]. Инновационный потенциал образовательной среды, по утвер‐ ждению М. В. Кларина, реализуется посредством ряда инновационных методов: систематического исследования‐решения проблем с выходом на социальное проектирование, коммуникативно‐диалоговой (дискус‐ сионной) деятельности, игровой имитации, моделирования [3]. Использование исследовательского метода влияет на креатив‐ ность мышления, приводит к развитию проблемного видения, которое способствует актуализации значимых для обучения и воспитания про‐ блем, выбору путей их эффективного решения, прогнозированию по‐ следствий и принятию на себя ответственности за реализуемые нова‐ ции. «Освоение теории на такой основе,– отмечает академик Орлов А. А., –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=