Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2017

ХIII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 102 Наш герой озабочен поисками наследников, так как собственных детей не имел, «в этом было его горе. Он ни в коем случае не хотел, чтоб прекращалась фамилия Державина» [1, с. 459]. И вот, наконец, читатель может убедиться в своих предположениях о том, кто этот человек. Не случайно Тынянов открывает его имя в момент описания озабоченности поиском наследников, потому что мотив наследования будет одним из главных в этой главе. Но Державина волнует поиск на‐ следников не только для его имения, но и для творчества. Здесь Дер‐ жавин рассматривается не только как продолжатель своего рода, но и как стихотворец, почитаемый людьми: «Ни имения своего, ни славы растратить не мог» [1, с. 460]. Диван и шкафы, хранящие в себе руко‐ писи, развалится, а Державину невыносима мысль о том, что его на‐ следие будет потеряно, растрачено впустую. «Нужно было хоть кому‐ нибудь передать и стихи, свой гений, не только что копии» [1, с. 461]. Жуковский же не может ему наследовать, поэтому‐то он сердится на него, поэтому и ищет в многочисленных поэтах, приносящих ему свои рукописи, свою надежду на бессмертие. Державин, как человек, относящийся к любому порученному де‐ лу ответственно, собирается присутствовать на экзамене лицеистов по российскому языку, к тому же там допускались вопросы от посети‐ телей, и он «любил несмелые, спотыкливые, петушиные голоса юн‐ цов, выкрикивающих свои сочинения» [1, с. 461]. Прибыв в Царское Село, Державин прогуливается по саду, где стоят скульптуры римских и греческих мудрецов. Статуя Ломоносова в свое время вызвала у Державина желание, чтобы и его скульптура оказалась рядом. Но позже к нему пришло понимание, что завидовать не стоит: «такое равнодушие было кругом» [1, с. 464]. Сад невольно будил в нем воспоминания о былом, но он хотел уйти от них и отпра‐ вился к лицею, где прежних жильцов – фрейлин, сменили новые. Дер‐ жавин устал и думал о том, что его приезд сюда был напрасен. Чтение стихов учениками пробудили уставшего поэта. А потом раздался юный голос, который «вдруг сказал ему, и никому другому: «Воспоми‐ нания в Царском Селе» [1, с. 465]. Казалось, юный лицеист подслушал тайные мысли Державина, он вспоминал за него. А Державин, каза‐ лось, растворился в этих стихах, он уже принимает голос молодого Пушкина за свой собственный, он готов записать его мысли, как запи‐ сывал свои. Несмотря на то, что Пушкин убежал после прочтения сти‐ хов, Державин заметно оживляется, ведь он чувствует, что нашел сво‐ его преемника, когда уже совсем отчаялся его отыскать. А на предло‐ жение Разумовского образовать Пушкина в прозе, Державин даже не‐ сколько неучтиво отвечает: «Оставьте его поэтом».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=