ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 81 2016 Е. Димитрова СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОВРЕМЕННУЮПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ Софийский университет имени святого Климента Охридского Актуальность данной темы бесспорна, особенно с точки зрения современной перспективы. Пристальный интерес к проблемам про‐ фессиональной ориентации продиктован динамикой социальной‐ педагогической действительности сегодня и ее отражения на профес‐ сиональное ориентирование личности в юношеском возрасте. Небла‐ гоприятные процессы экономической стагнации в последние годы приводят к нежелательному личностному и профессиональному вы‐ бору. Экономическая динамка меняет образовательные приоритеты молодых людей, фокусируя их внимание на трудовую деятельность, не требующую наличия конкретного образовательного ценза. Однако, чтобы совершать любую трудовая деятельность, индивидууму необ‐ ходимо наличие ряда личностных и профессиональных качеств, чье формирование осуществляется первоначально в семейной и социаль‐ ной, а впоследствии и в образовательной среде. Подобная тенденция несомненно ведет за собой изменения в современной профессиональ‐ ной ориентации и связана с необходимостью ее адаптации к потреб‐ ностям индивида, в т. ч. и успешной профессиональной реализации. Выбор профессионального пути, который был бы частью лично‐ сти, и она в свою очередь была частью его, изучение психологических и педагогических механизмов, сопровождающих этот процесс, остают‐ ся в фокусе современных теоретико‐эмпирических исследований. Вы‐ бор профессии жизненно необходим в юношеском возрасте и на этом этапе развития наступает множество экзистенциальных изменений. Одним из них является профессиональное самоопределение личности, которое является основополагающим фактором дальнейшего благо‐ получия. Обоснование основывается на базовых психологических и педагогических теориях и на эмпирических верификациях (Алек‐ сандров, 1987; Ериксон, 1996; Силгиджиян, 1998 и др.), которые опре‐ деляют именно период юношество как период в жизни человека, ко‐ гда выбор профессии является жизненно необходим. С психологиче‐ ской точки зрения юноша прощается с детством, чтоб приобрести статус взрослой личности. Зарождаются первые планы на профессио‐ нальное будущее (прежде всего мажорного субъективного характера

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=