ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 73 2016 тельный вид и, вместе с тем, продолжительное время не шевелиться, в т. ч. не мигать – что трудно достижимо, особенно при съёмке более многочисленной группы людей; терпение было необходимо и при об‐ работке пленки, и последующего оформления образа; – наблюдательность и сообразительность – в большинстве слу‐ чаев фотограф впервые видел людей, которых предстояло снять, и очень быстро должен был оценить ряд моментов с точки зрения со‐ циального статуса: доминирующая фигура (в семействе и в группе людей), иерархия, детали одежды (в то время – обильно декориро‐ ванной, особенно дамской) и т. д.; – выносливость – качество, особенно необходимое передвижным фотографам, так как фотокамеры были весьма объёмны, выполнены из массивного дерева, с тяжёлыми стеклянными линзами, металличе‐ скими и кожаными деталями, и т. д., кроме того – металлические или стеклянные пленки, реквизит и пр.; – первые творцы, с их деятельностью, поведением и целостным присутствием, демонстрируя вышеуказанное (нередко перед большой группой людей – особенно передвижные фотографы) имеют исключи‐ тельное педагогическое влияние на людей. Это объясняется и обстоя‐ тельством, что образ, непосредственно перед появлением фотографии, был связан с иконами и картинами, которые пользовались особым по‐ читанием. А фотография расширяет круг людей, которые могут вла‐ деть образами (в т.ч. что сами люди запечатлены на них – этот эгоцен‐ тризм сегодня достиг крайних форм через т.наз. selfie‐манию) и в то же время информацией и посланиями, которые они несут. В заключение надо отметить, что „Болгарский“ путь в распро‐ странении и утверждении фотографии, вопреки чужому владычест‐ ву, в значительной степени был в синхронизирован с интенсивно‐ стью процессов в ведущих государствах. Болгарские фотографы да‐ же были основоположниками фотографии в Сербии. Основное раз‐ личие и специфика связана с массовым созданием и использованием образов для поддержки национально‐освободительного движения – фотографический обр з как пропаганда, как средство пробужде‐ ния и формирования идентичности . Впечатляет факт, вероятно беспрецедентный, что почти все фотографы являются и револю‐ ционерами и нередко, с риском для жизни создают и распространя‐ ют (нелегально) образы патриотической направленности. Но в це‐ лом, возможности фотографии в отношении воспитания и образо‐ вания начинают реализовываться полнее на более позднем этапе – после Освобождения (1878 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=