ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 72 Филиппа Тотю (1876 г.). По словам Васила Караиванова, двоюродного брата Васила Левского (1837–1873, самый большой болгарский герой национально‐освободительного движения), две из фотографий В. Лев‐ ского (называемого ещё Апостолом) сделаны Николай Хитровым (од‐ ним из трёх братьев Томá Хитрова, также изучившим фотографию) – одна датирована 15‐м августа 1870 г. и другая, всущности, последняя фотография В. Левского – 1872 г. [2] – (см. фотография № 4). На основе вышеуказанного можно сделать следующие выводы относительно образовательных и воспитательных аспектов фотогра‐ фии до 1878 года, опираясь на сохранившиеся работы её первых бол‐ гарских представителей: – фотография имела (и сегодня имеет) исключительную само‐ рефлексивную роль по отношению к человеку (как индивид и общ‐ ность), а в первые годы, когда человечество разглядывает себя через первые образы, эффект был ещë более впечатляющим. Фотография как „взгляд со стороны“; – болгарские фотографии предосвобожденческого периода фо‐ кусированы, прежде всего, на революционерах, деятелях просвещения и церкви, и в этом смысле являются мощным средством патриотиче‐ ского воспитания; – в самом начале знания и умения в сфере фотографии приобре‐ тались стихийно – через наблюдение и “кражу” ремесла, отдельные статьи в прессе и т. п. С современной точки зрения, они передавались в неформальной образовательной среде и, прежде всего, индивиду‐ ально – один учитель и один ученик, часто ученик был и в роли учи‐ теля. Как почти всякое начало, и начало фотографии связано с боль‐ шой дозой авантюризма и деятельностью непрофессиональных фото‐ графов, прежде чем было положено действительное начало профес‐ сионализации сферы, создание стандартов и встраивание их в более систематически организованный образовательный процесс; – так как первые фотографии невозможно было воспроизводить многократно, они реально были сопоставимы в этом отношении с кар‐ тинами. А это, со своей стороны, требовало исключительно вниматель‐ ного отношения к изображениям (любое повреждение необратимо); – фотография, кроме чисто химических и других технологиче‐ ских познаний об отдельных операциях, связанных с изготовлением образа, особенно в начале своего появления, требовала и формирова‐ ла ряд качеств: – терпеливость – „производство“ образа требовало ряда специ‐ альных приготовлений: декор/фон – каждая деталь которого несла нагрузку определённой символики; используемые пленки и вещества; положение тела – снимаемые люди должны были иметь представи‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=