ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 69 2016 ционера Христо Ботева, в то время студента; Кишинёв, Николаев) также сделаны снимки болгар – преимущественно учащихся. Среди историче‐ ских снимков отличается одна, сделанная во время чествования Святых Кирилла и Мефодия 11 мая 1861 г. в Москве, на которой присутствует и главный учитель первой болгарской светскойшколы Сава Филаретов. Фотография доходит до большинства болгар через передвижных фотографов и/или посещение болгарами крупных зарубежных горо‐ дов. Первоначально фотография была нацелена на съёмку пейзажей и портретов. Но быстро выясняется, что она, возможно, имеет много приложений. В этом смысле, время возникновения фотографии совпа‐ дает с решительным этапом борьбы болгар за национальное освобож‐ дение – духовное и политическое. Поэтому основной сюжет болгарских снимков, сделанных до Освобождения, связан именно с этой борьбой. Патриотическая тематика является ведущей. Можно даже сказать, что все кадры – патриотические, поскольку и образ родного пейзажа тоже утверждает национальное. Кадры из этой эпохи имеют прямую или кос‐ венную цель: пробудить болгарское национальное чувство; сформиро‐ вать его и укрепить; привлечь как можно больше участников к борьбе за национальную независимость; оставить след для истории, в т.ч. семей‐ ной – многие революционеры снимались перед тем, как пойдут на смерть, чтобы родные имели их образ для памяти и утешения. В болгарской фотографии до 1878 г. есть пять основных групп сюжетов: – снимки революционеров и других деятелей (духовных лиц, пи‐ сателей и др.) национально‐революционного движения; – снимки деятелей просвещения и учащихся; – снимки будничных, праздничных и исторических сюжетов; – цивильные портретные снимки и пейзажи. „Болгарский след“ на заре развития фотографии связан с име‐ нем Анастаса Йовановича . Он родился во Враце в 1817 г., а в 1826 г. его отец, торговец, отвёз его в Белград, где дядя Анастас (по матери) работал у сербского князя. В 1839 г. становится стипендиатом (по типографии) князя Милоша Обреновича и отправляется в Вену, где имеет исключительный шанс увидеть два снимка, созданные мето‐ дом дагерротипии, продемонстрированные впервые в начале того же года; одна из них – вид на Париж с собором Нотр‐Дам и предна‐ значеная императору Фердинанду І, а другая – натюрморт (для кня‐ зя Метерниха) [3]. Именно в Вене в 1840 г. фирма „Фойхтлендер“ конструирует одну из первых моделей фотографических камер. С ней работает Йованович. В 1844 г. овладевает самостоятельно тальботипией и делает снимки из‐ вестных личностей, которые затем превращает в литографии, чтобы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=