ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 62 есть единственное истинное средоточие бытия вообще, единственно подлинное бытие‐в‐себе»[4]. В своем учении С. Л. Франк выделяет ценности, определяющие положительные начала мотивов действий человека: истина, божественность, красота, справедливость, честь и признает их объективность. Однако, мыслитель отмечает, что нрав‐ ственным является тенденция служения во благо народа, тем самым такие ценности как истина, божественное, красота и т. д. заменяются на выгоду и благополучие: «Русская интеллигенция не ценит богатст‐ ва духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельно‐ сти человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению мира, к обогащению своей жизни ценностями искус‐ ства, религии и морали» [8]. Франк уверен в необходимости четкого осознания того, что основанием русской духовной культуры являются объективные ценности, которые находятся гораздо выше ценности полезности: «...культура существует не для чьего‐либо блага или пользы, а лишь для самой себя; культурное творчество означает со‐ вершенствование человеческой природы и воплощение в жизни иде‐ альных ценностей и в качестве такового есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности»[8]. С. Л. Франк отмечает, что человек и общество в целом пытаются искать осмысленную полноту жизни и удовлетворенность ею, которая в себе самой и есть высшая ценность. Жизнь личности, дабы быть ос‐ мысленной, необходимо должна быть служением абсолютному, выс‐ шему благу. «Жизнь становится осмысленной, поскольку она свобод‐ но и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная ос‐ нова и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь» [6]. Исходя из этого, существуют несколько условий возможности смысла жизни человека: бытие Бога и причастность этому бытию личности. Характеризуя собственную философию, С. Л. Франк отмечает: «Мои религиозно‐общественные воззрения я определяю как «христи‐ анский реализм», в нем признание божественной основы и потому по‐ ложительной религиозной ценности всего конкретного сущего…» [3]. Итак, проблема ценностей в русской философской мысли конца XIX начала XX в., была проникнута идеей абсолютности Бога и совершен‐ ствования личности. «Сложность и разноплановость учений русских мыслителей показывает, что добро является главной, высшей ценно‐ стью в иерархии ценностей человека. Семья, отечество, религия, лю‐ бовь, красота, истина, увенчанные высшей, положительной ценно‐ стью – добром, данные нам «в веках» и укорененные в самобытности русского народа – это все то, что должно нравственно развивать и на‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=