ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 57 2016 иначе, чем у взрослых: печальное настроение, чувство скуки, чувство усталости, нарушение сна, соматические жалобы, неусидчивость, бес‐ покойство, фиксация внимания на мелочах, чрезмерная эмоциональ‐ ность, замкнутость, рассеянное внимание, агрессивное поведение, не‐ послушание, злоупотребление алкоголем или наркотиками, плохая успеваемость, прогулы школы [7, с. 140]. У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели само‐ убийства – смерти – и его психологического смысла. Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не же‐ лание умереть, а желание повлиять на другого [6, с. 77]. Подводя итоги, отметим специфичные для подростков проявления: • у подростков нет по настоящему осмысленной картины смер‐ ти. Взрослый человек осознает, что смерть — это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой‐то мере виртуальная игра; • для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники; • причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной; • у подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т. е. идеи и намерения; • подростку очень трудно вербализовать (объяснить) что с ним происходит, описать свое состояние или проблему; • для подростка, нередко, страшнее жить в той реальности, ко‐ торая у него есть, нежели умереть; • подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попыт‐ ка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по‐ взрослому» [9, с. 376]. В заключение хотелось бы сказать, что не существует какой‐ либо одной причины, из‐за которой человек лишает себя жизни. Нет какого‐то единого причинного фактора суицида. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружаю‐ щим о своем намерении. Суициды совершаются по различным моти‐ вам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри лично‐ сти, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Самоубийство – явление негативное, необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить подростку помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии, не доводя де‐ ло до самоубийства [5, с. 38].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=