ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016
ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 56 • завершенный суицид : действия заканчиваются гибелью человека. Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и де- монстративные . Охарактеризуем каждую из них: И тинный суицид – никогда не бывает спонтанным – хоть ино‐ гда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого‐то, обратить внимание на свои пробле‐ мы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называ‐ ют демонстративным суицидом , который может проявляется как спо‐ соб своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия). Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суици‐ дально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомо‐ биле, и занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость. И сколько угодно можно твердить чело‐ веку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты [3, с. 8]. Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Суицидальная ак‐ тивность резко возрастает с 14–15 лет и достигает своего максимума в 16–19 лет. Объяснение этого феномена кроется в "пересоциализа‐ ции" личности с детской модели взаимоотношений с окружающим со‐ циальным миром на взрослую, более ответственную модель поведе‐ ния. Девочки же, раньше взрослея, острее чувствуют на себе этот про‐ цесс [8, с. 371]. Одной из причин выбора суицидального способа решения про‐ блем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойст‐ венность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть сви‐ детелем собственных похорон. Свою "временную" гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представле‐ ние о смерти как необратимом прекращении жизни [10, с. 567]. В подростковом возрасте возникновению суицидального пове‐ дения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=