ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016

ХII Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 40 „диалектическое единство знаний, взглядов, убеждений, чувств и отношений личности в области защиты и сохранения здоровья”. В качестве элемента культуры здоровья Г. Терзиева рассматри‐ вает сформированные качества: „сострадание, забота, сочувствие, от‐ ветственность, сопереживание” [6, с. 14–15]. Они оказывают непо‐ средственное влияние на качество человеческих отношений и явля‐ ются проявлением гуманности ученика. В то же время, эти качества стоят „в основе его ухода за здоровьем других, защиты и сохранения в качестве ценности”. Л. Стракова описывает современное понимание культуры здоро‐ вья как [4, с. 224–225]: принятие „современного человека в качестве субъекта своего собственного здоровья”; личную „ответственность за здоровье, означающая активная гражданская позиция к своему собст‐ венному, коллективного и общественному здоровью”; культура здоро‐ вья является „объективно существующей и адекватно самоподдержи‐ вающейся в рамках конкретных социально‐экономических и историче‐ ских этапов развития, которая передается из одной человеческой группы в другую, а также и от одного поколения к другому”. Таким образом, уровень культуры здоровья определяется целым рядом характеристик и условий: поведенческие и субъективно‐лич‐ ные; бытовые, профессиональные и общественно‐исторические. Во многих европейских странах, школы имеют стратегии и про‐ граммы, которые информируют учеников, как защитить себя от не‐ благоприятных для здоровья моделей поведения, и каким образом они могут преодолеть их. Например, в Болгарии „для популяризации здорового питания в 2012 году(…) было проведено 81 семинаров, 11 курсов и 31 массовых мероприятий. Были распространены 47 835 ме‐ дицинских информационных материалов. Выпущено 4 новых наиме‐ нований по теме, связанной с питанием, с тиражом 15 000” [8, стр. 26]. Международный опыт, связанный с формированием культуры здоровья у учеников, обобщен на информационной встрече по вопро‐ сам школьного здравоохранения Всемирной организации здравоохра‐ нения и опубликованном в 2003 году в Документе № 9. В нем изложе‐ ны четыре основных элемента программы „Сосредоточение ресурсов на эффективную охрану здоровья в школе” (FRESH ‐ Focusing Resources on Effective School Health), которая была принята и утверждена в апреле 2000 года Всемирной организацией здравоохранения, UENITSEF, ЮНЕСКО и Всемирным банком [7, стр. 1–2]: политика школы, связанная со здоровьем; обеспечение безопасной воды и медицинской помощи, в качестве первого шага на пути к здоровой окружающей среде для обучения; воспитание в области здоровья, направленное на развитие навыков; услуги в области здравоохранения и питание в школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=